Профессиональный стандарт Педагог

Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 18 октября 2013 г. N 544н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ПЕДАГОГ
(ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ, НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ,
ОСНОВНОМ ОБЩЕМ, СРЕДНЕМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ)
(ВОСПИТАТЕЛЬ, УЧИТЕЛЬ)

┌────────────────┐
│
1
│
└────────────────┘
Регистрационный
номер
I. Общие сведения
Дошкольное образование
Начальное общее образование
Основное общее образование
Среднее общее образование
─────────────────────────────────────────────────────────────
(наименование вида профессиональной деятельности)

┌──────────┐
│
│
│
│
│ 01.001 │
│
│
└──────────┘
Код

Основная цель вида профессиональной деятельности:
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам│
│образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение) │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Группа занятий:
2320
2340
3310
(код ОКЗ <1>)

Преподаватели в средней
школе
Преподаватели в системе
специального образования
Преподавательский персонал
начального образования
(наименование)

3320
3330

(код ОКЗ)

Персонал дошкольного
воспитания и образования
Преподавательский персонал
специального обучения
(наименование)

Отнесение к видам экономической деятельности:
80.10.1.
Услуги в области дошкольного и начального общего образования
80.21.1.
Услуги в области основного общего и среднего (полного) общего образования
(код КВЭД <2>)
(наименование вида экономической деятельности)

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 1 из 20

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н
"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель,
учитель)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550)

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 26.02.2014

II. Описание трудовых функций, входящих
в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)
код

A

B

Обобщенные трудовые функции
наименование
уровень
квалификации
Педагогическая
деятельность по
проектированию и
реализации
образовательного процесса
в образовательных
организациях дошкольного,
начального общего,
основного общего, среднего
общего образования
Педагогическая
деятельность по
проектированию и
реализации основных
общеобразовательных
программ

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

6

5-6

наименование

Трудовые функции
код

Общепедагогическая
функция. Обучение
Воспитательная
деятельность
Развивающая
деятельность

A/01.6

уровень
(подуровень)
квалификации
6

A/02.6

6

A/03.6

6

Педагогическая
деятельность по
реализации программ
дошкольного образования
Педагогическая
деятельность по
реализации программ
начального общего
образования
Педагогическая
деятельность по
реализации программ
основного и среднего
общего образования
Модуль "Предметное
обучение. Математика"
Модуль "Предметное
обучение. Русский язык"

B/01.5

5

B/02.6

6

B/03.6

6

B/04.6

6

B/05.6

6

www.consultant.ru

Страница 2 из 20

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н
"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель,
учитель)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550)

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 26.02.2014

III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 3 из 20

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н
"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550)

Наименование

Педагогическая
деятельность
по
проектированию
и
реализации
образовательного
процесса
в
образовательных
организациях
дошкольного,
начального
общего,
основного общего, среднего общего
образования

Происхождение
обобщенной
трудовой функции

Оригинал

X

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 26.02.2014

Код

A

Уровень
квалификации

6

Заимствовано из
оригинала
Код
оригинала

Регистрационный
номер
профессионально
го стандарта

Возможные
наименования
должностей

Учитель,
Воспитатель

Требования к
образованию и
обучению

Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика"
или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с
последующей
профессиональной
переподготовкой
по
профилю
педагогической деятельности), либо высшее профессиональное
образование
или
среднее
профессиональное
образование
и
дополнительное профессиональное образование по направлению
деятельности в образовательной организации
Требования к опыту практической работы не предъявляются

Требования к опыту
практической работы
Особые условия
допуска к работе

К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в
соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды
которых установлены законодательством Российской Федерации;
признанные недееспособными в установленном федеральным законом
порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем

Дополнительные характеристики
Наименование документа
ОКЗ

Код
2320
2340
3310

ЕКС <3>

3320
3330
-

ОКСО <4>

050000

Наименование базовой группы, должности
(профессии) или специальности
Преподаватели в средней школе
Преподаватели в системе специального образования
Преподавательский персонал начального
образования
Персонал дошкольного воспитания и образования
Преподавательский персонал специального обучения
Учитель
Воспитатель
Образование и педагогика

3.1.1. Трудовая функция

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 4 из 20

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н
"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550)

Наименование

Происхождение
трудовой функции

Общепедагогическая
Обучение
Оригинал

функция.

X

Код

Заимствовано
оригинала

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 26.02.2014

A/01.6

Уровень
(подуровень)
квалификации

из
Код
оригинала

Трудовые
действия

Необходимые
умения

6

Регистрационный
номер
профессионально
го стандарта

Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной
общеобразовательной программы
Осуществление
профессиональной деятельности в
соответствии с
требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего
образования
Участие в разработке и реализации программы развития образовательной
организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной
среды
Планирование и проведение учебных занятий
Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к
обучению
Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих
и итоговых результатов освоения основной образовательной программы
обучающимися
Формирование универсальных учебных действий
Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными
технологиями (далее - ИКТ)
Формирование мотивации к обучению
Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других
методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями
детей
Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки
учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты,
полевая практика и т.п.
Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других
методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями
детей
Разрабатывать
(осваивать)
и
применять
современные
психологопедагогические технологии, основанные на знании законов развития личности
и поведения в реальной и виртуальной среде
Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях
включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с
особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших
выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не
является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Владеть ИКТ-компетентностями:
общепользовательская ИКТ-компетентность;
общепедагогическая ИКТ-компетентность;
предметно-педагогическая ИКТкомпетентность (отражающая
профессиональную ИКТ-компетентность
соответствующей области человеческой

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 5 из 20

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н
"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550)

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 26.02.2014

деятельности)
Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебноисследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с
учетом возможностей образовательной организации, места жительства и
историко-культурного своеобразия региона
Преподаваемый
предмет
в
пределах
требований
федеральных
государственных
образовательных
стандартов
и
основной
общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и
науке
История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования
образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и
общества
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития,
социализация
личности,
индикаторы
индивидуальных
особенностей
траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их
психодиагностики
Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей
поведения в социальных сетях
Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов
обучения
Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного
подхода, виды и приемы современных педагогических технологий
Рабочая программа и методика обучения по данному предмету
Приоритетные направления развития образовательной системы Российской
Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих
образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных
документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи,
федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего образования,
законодательства о правах ребенка, трудового законодательства
Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и
молодежи
Конвенция о правах ребенка
Трудовое законодательство
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований
профессиональной этики

Необходимые
знания

Другие
характеристики

3.1.2. Трудовая функция
Наименование

Воспитательная деятельность

Происхождение
трудовой функции

Оригинал

X

Код A/02.6

Заимствовано
оригинала

Уровень
(подуровень)
квалификации

из
Код
оригинала

Трудовые действия

6

Регистрационный
номер
профессионально
го стандарта

Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной
образовательной среды
Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов
воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной
деятельности

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 6 из 20

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н
"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550)

Необходимые умения

Необходимые знания

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 26.02.2014

Постановка
воспитательных
целей,
способствующих
развитию
обучающихся, независимо от их способностей и характера
Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в
соответствии с уставом образовательной организации и правилами
внутреннего распорядка образовательной организации
Проектирование и реализация воспитательных программ
Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности
ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)
Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоциональноценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные
ориентации ребенка)
Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов
самоуправления
Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни
образовательной организации
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности,
инициативы, творческих способностей, формирование гражданской
позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира,
формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа
жизни
Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся
поликультурной среде
Использование конструктивных воспитательных усилий родителей
(законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении
вопросов воспитания ребенка
Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий
детей, половозрастных и индивидуальных особенностей
Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их
Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.)
разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей
(законных представителей) и педагогических работников
Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в
процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную
деятельность
Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в
детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу
Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям,
оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях
Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать
его понимание и переживание обучающимися
Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.
Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими
специалистами в решении воспитательных задач
Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования
и федеральные государственные образовательные стандарты общего
образования
История,
теория,
закономерности
и
принципы
построения
и
функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и
место образования в жизни личности и общества
Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей
поведения в социальных сетях
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы
развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные
особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 7 из 20

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н
"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550)

Другие характеристики

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 26.02.2014

диагностики
Научное представление о результатах образования, путях их достижения и
способах оценки
Основы методики воспитательной работы, основные принципы
деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических
технологий
Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы,
регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами
территории образовательной организации (экскурсий, походов и
экспедиций)
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований
профессиональной этики

3.1.3. Трудовая функция
Наименование

Развивающая деятельность

Происхождение
трудовой функции

Оригинал

X

Код A/03.6

Заимствовано
оригинала

Уровень
(подуровень)
квалификации

из
Код
оригинала

Трудовые действия

6

Регистрационный
номер
профессионально
го стандарта

Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем
обучающихся, связанных с особенностями их развития
Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и
комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики
различных форм насилия в школе
Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей
уровня и динамики развития ребенка
Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе
инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными
контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети,
попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты,
дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с
синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с
ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения,
дети с зависимостью
Оказание адресной помощи обучающимся
Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медикопедагогического консилиума
Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно
с родителями (законными представителями) программ индивидуального
развития ребенка
Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов,
позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности,
инициативы, творческих способностей, формирование гражданской
позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира,
формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа
жизни
Формирование и реализация программ развития универсальных учебных

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 8 из 20

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н
"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550)

Необходимые умения

Необходимые знания

Другие характеристики

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 26.02.2014

действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков
поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях,
формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного
общения
Формирование
системы
регуляции
поведения
и
деятельности
обучающихся
Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому
ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей,
особенностей в поведении, состояния психического и физического
здоровья
Использовать в практике своей работы психологические подходы:
культурно-исторический, деятельностный и развивающий
Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами)
психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных
программ
Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов,
логопедов и т.д.)
Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психологопедагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося
Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные
маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуальноориентированные образовательные программы с учетом личностных и
возрастных особенностей обучающихся
Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных
характеристик и возрастных особенностей обучающихся
Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом
предмете предметные и метапредметные компетенции, а также
осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных
характеристик
Формировать детско-взрослые сообщества
Педагогические закономерности организации образовательного процесса
Законы развития личности и проявления личностных свойств,
психологические законы периодизации и кризисов развития
Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся
Закономерности
формирования
детско-взрослых
сообществ,
их
социально-психологических особенности и закономерности развития
детских и подростковых сообществ
Основные
закономерности
семейных
отношений,
позволяющие
эффективно работать с родительской общественностью
Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии
детей
Социально-психологические особенности и закономерности развития
детско-взрослых сообществ
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований
профессиональной этики

3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование

Происхождение
обобщенной

Педагогическая
деятельность
по
проектированию и реализации основных
образовательных программ
Оригинал

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

Код

B

Уровень
квалификации

5-6

X Заимствовано из
оригинала

www.consultant.ru

Страница 9 из 20

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н
"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550)

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 26.02.2014

трудовой функции
Код
оригинала

Возможные
наименования
должностей

Регистрационный
номер
профессионально
го стандарта

Учитель,
Воспитатель

Требования к
образованию и
обучению

Высшее образование или среднее профессиональное образование по
направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области,
соответствующей
преподаваемому
предмету
(с
последующей
профессиональной переподготовкой по профилю педагогической
деятельности), либо высшее образование или среднее профессиональное
образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению деятельности в образовательной организации
Требования к опыту Требования к опыту практической работы не предъявляются
практической работы
Особые
условия К педагогической деятельности не допускаются лица:
допуска к работе
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в
соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды
которых установлены законодательством Российской Федерации;
признанные недееспособными в установленном федеральным законом
порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем
Дополнительные характеристики
Наименование
документа
ОКЗ

Код

ЕКС

2320
2340
3310
3320
3330
-

ОКСО

050000

Наименование базовой группы, должности (профессии) или
специальности
Преподаватели в средней школе
Преподаватели в системе специального образования
Преподавательский персонал начального образования
Персонал дошкольного воспитания и образования
Преподавательский персонал специального обучения
Учитель
Воспитатель
Образование и педагогика

3.2.1. Трудовая функция
Наименование

Происхождение
трудовой функции

Педагогическая деятельность по Код
реализации
программ
дошкольного образования
Оригинал

X

Заимствовано
оригинала

B/01.5

Уровень
(подуровень)
квалификации

из
Код
оригинала

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

5

www.consultant.ru

Регистрационный
номер
профессионально
го стандарта

Страница 10 из 20

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н
"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550)

Трудовые действия

Необходимые умения

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 26.02.2014

Участие в разработке основной общеобразовательной программы
образовательной
организации
в
соответствии
с
федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования
Участие в создании безопасной и психологически комфортной
образовательной среды образовательной организации через обеспечение
безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия
ребенка в период пребывания в образовательной организации
Планирование и реализация образовательной работы в группе детей
раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными
государственными
образовательными
стандартами
и
основными
образовательными программами
Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми
образовательной программы и анализ образовательной работы в группе
детей раннего и/или дошкольного возраста
Участие в планировании и корректировке образовательных задач
(совместно с психологом и другими специалистами) по результатам
мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого
ребенка раннего и/или дошкольного возраста
Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога,
логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими
трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми
образовательными потребностями
Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для
решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного
возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных
особенностей их развития
Формирование психологической готовности к школьному обучению
Создание позитивного психологического климата в группе и условий для
доброжелательных
отношений
между
детьми,
в
том
числе
принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным
общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе
ограниченными) возможностями здоровья
Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и
дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской,
игры
(ролевой,
режиссерской,
с
правилом),
продуктивной;
конструирования, создания широких возможностей для развития
свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и
пространства
Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах
деятельности, создание условий для свободного выбора детьми
деятельности, участников совместной деятельности, материалов
Активное использование недирективной помощи и поддержка детской
инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности
Организация образовательного процесса на основе непосредственного
общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных
потребностей
Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и
дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская,
игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование,
создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в
том числе обеспечения игрового времени и пространства
Применять методы физического, познавательного и личностного развития
детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной
программой организации
Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 11 из 20

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н
"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550)

Необходимые знания

Другие характеристики

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 26.02.2014

мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми
образовательных программ, степень сформированности у них качеств,
необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих
уровнях обучения
Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника
(игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской)
Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными
представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения
образовательных задач, использовать методы и средства для их
психолого-педагогического просвещения
Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для
планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми
раннего и дошкольного возраста
Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы
с детьми раннего и дошкольного возраста
Основные
психологические
подходы:
культурно-исторический,
деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая
классические системы дошкольного воспитания
Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте
Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и
дошкольном возрасте
Основы теории физического, познавательного и личностного развития
детей раннего и дошкольного возраста
Современные тенденции развития дошкольного образования
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований
профессиональной этики

3.2.2. Трудовая функция
Наименование

Педагогическая деятельность по
реализации программ начального
общего образования

Происхождение
трудовой функции

Оригинал

X

Код B/02.6

Заимствовано
оригинала

Уровень
(подуровень)
квалификации

из
Код
оригинала

Трудовые действия

6

Регистрационный
номер
профессионально
го стандарта

Проектирование образовательного процесса на основе федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования с учетом особенностей социальной ситуации развития
первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к
учебной
Формирование у детей социальной позиции обучающихся на всем
протяжении обучения в начальной школе
Формирование метапредметных компетенций, умения учиться и
универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения
образовательных программ основного общего образования
Объективная оценка успехов и возможностей обучающихся с учетом
неравномерности индивидуального психического
развития
детей
младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития
учебной деятельности мальчиков и девочек
Организация учебного процесса с учетом своеобразия социальной

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 12 из 20

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н
"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550)

Необходимые умения

Необходимые знания

Другие характеристики

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 26.02.2014

ситуации развития первоклассника
Корректировка учебной деятельности исходя из данных мониторинга
образовательных
результатов
с
учетом
неравномерности
индивидуального психического развития детей младшего школьного
возраста (в том числе в силу различий в возрасте, условий дошкольного
обучения и воспитания), а также своеобразия динамики развития
мальчиков и девочек
Проведение в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии с
психологом) мероприятий по профилактике возможных трудностей
адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной школе
Реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю
и распознавать за ними серьезные личные проблемы
Ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебнопрактических, учебно-игровых) и организовывать их решение (в
индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем
познавательного и личностного развития детей младшего возраста,
сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей
их содержания
Во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими
педагогическими
работниками
и
психологами
проектировать
и
корректировать
индивидуальную
образовательную
траекторию
обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов
образовательных
результатов
(предметных,
метапредметных
и
личностных), выходящими за рамки программы начального общего
образования
Основные и актуальные для современной системы образования теории
обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возрастов
Федеральные государственные образовательные стандарты и содержание
примерных основных образовательных программ
Дидактические основы, используемые в учебно-воспитательном процессе
образовательных технологий
Существо заложенных в содержании используемых в начальной школе
учебных задач обобщенных способов деятельности и системы знаний о
природе, обществе, человеке, технологиях
Особенности региональных условий, в которых реализуется используемая
основная образовательная программа начального общего образования
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований
профессиональной этики

3.2.3. Трудовая функция
Наименование

Педагогическая деятельность по
реализации программ основного и
среднего общего образования

Происхождение
трудовой функции

Оригинал

X

Код B/03.6

Заимствовано
оригинала

Уровень
(подуровень)
квалификации

из
Код
оригинала

Трудовые действия

6

Регистрационный
номер
профессионально
го стандарта

Формирование общекультурных компетенций и понимания места предмета
в общей картине мира
Определение на основе анализа учебной деятельности обучающегося

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 13 из 20

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н
"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550)

Необходимые умения

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 26.02.2014

оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте)
способов его обучения и развития
Определение совместно с обучающимся, его родителями (законными
представителями), другими участниками образовательного процесса
(педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т.д.) зоны его
ближайшего развития, разработка и реализация (при необходимости)
индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной
программы развития обучающихся
Планирование специализированного образовательного процесса для
группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с
выдающимися способностями и/или особыми образовательными
потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных
разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и
модификация планирования
Применение специальных языковых программ (в том числе русского как
иностранного), программ повышения языковой культуры и развития
навыков поликультурного общения
Совместное с учащимися использование иноязычных источников
информации, инструментов перевода, произношения
Организация олимпиад, конференций, турниров математических и
лингвистических игр в школе и др.
Применять
современные
образовательные
технологии,
включая
информационные, а также цифровые образовательные ресурсы
Проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области
педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и
школьной гигиены, а также современных информационных технологий и
методик обучения
Планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной
общеобразовательной программой
Разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе
примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивать ее
выполнение
Организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе
исследовательскую
Разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, осуществлять
связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждать с
обучающимися актуальные события современности
Осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном
процессе
Использовать
современные
способы
оценивания
в
условиях
информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных
форм документации, в том числе электронного журнала и дневников
обучающихся)
Использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства
обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным
курсам в рамках федеральных государственных образовательных
стандартов основного общего образования и среднего общего
образования
Владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными
таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным
оборудованием
Владеть методами убеждения, аргументации своей позиции
Устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их
родителями (законными представителями), другими педагогическими и
иными работниками

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 14 из 20

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н
"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550)

Необходимые знания

Другие характеристики

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 26.02.2014

Владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их
профилактики и разрешения
Основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимых для
решения педагогических, научно-методических и организационноуправленческих задач (педагогика, психология, возрастная физиология;
школьная гигиена; методика преподавания предмета)
Программы и учебники по преподаваемому предмету
Теория и методы управления образовательными системами, методика
учебной и воспитательной работы, требования к оснащению и
оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним,
средства обучения и их дидактические возможности
Современные педагогические технологии реализации компетентностного
подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
обучающихся
Методы и технологии поликультурного, дифференцированного и
развивающего обучения
Основы экологии, экономики, социологии
Правила внутреннего распорядка
Правила по охране труда и требования к безопасности образовательной
среды
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований
профессиональной этики

3.2.4. Трудовая функция
Наименование

Модуль "Предметное обучение.
Математика"

Происхождение
трудовой функции

Оригинал

X

Код B/04.6

Заимствовано
оригинала

Уровень
(подуровень)
квалификации

из
Код
оригинала

Трудовые действия

6

Регистрационный
номер
профессионально
го стандарта

Формирование способности к логическому рассуждению и коммуникации,
установки на использование этой способности, на ее ценность
Формирование способности к постижению основ математических моделей
реального объекта или процесса, готовности к применению моделирования
для построения объектов и процессов, определения или предсказания их
свойств
Формирование конкретных знаний, умений и навыков в области
математики и информатики
Формирование внутренней (мысленной) модели математической ситуации
(включая пространственный образ)
Формирование у обучающихся умения проверять математическое
доказательство, приводить опровергающий пример
Формирование у обучающихся умения выделять подзадачи в задаче,
перебирать возможные варианты объектов и действий
Формирование
у
обучающихся
умения
пользоваться
заданной
математической моделью, в частности, формулой, геометрической
конфигурацией,
алгоритмом,
оценивать
возможный
результат
моделирования (например - вычисления)

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 15 из 20

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н
"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550)

Необходимые умения

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 26.02.2014

Формирование материальной и информационной образовательной среды,
содействующей развитию математических способностей каждого ребенка и
реализующей принципы современной педагогики
Формирование
у
обучающихся
умения
применять
средства
информационно-коммуникационных технологий в решении задачи там, где
это эффективно
Формирование способности преодолевать интеллектуальные трудности,
решать принципиально новые задачи, проявлять уважение к
интеллектуальному труду и его результатам
Сотрудничество с другими учителями математики и информатики, физики,
экономики, языков и др.
Развитие инициативы обучающихся по использованию математики
Профессиональное
использование
элементов
информационной
образовательной среды с учетом возможностей применения новых
элементов такой среды, отсутствующих в конкретной образовательной
организации
Использование в работе с детьми информационных ресурсов, в том числе
ресурсов дистанционного обучения, помощь детям в освоении и
самостоятельном использовании этих ресурсов
Содействие в подготовке обучающихся к участию в математических
олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных
марафонах, шахматных турнирах и ученических конференциях
Формирование и поддержание высокой мотивации и развитие способности
обучающихся к занятиям математикой, предоставление им подходящих
заданий, ведение кружков, факультативных и элективных курсов для
желающих и эффективно работающих в них обучающихся
Предоставление
информации
о
дополнительном
образовании,
возможности углубленного изучения математики в других образовательных
и иных организациях, в том числе с применением дистанционных
образовательных технологий
Консультирование обучающихся по выбору профессий и специальностей,
где особо необходимы знания математики
Содействие формированию у обучающихся позитивных эмоций от
математической деятельности, в том числе от нахождения ошибки в своих
построениях как источника улучшения и нового понимания
Выявление
совместно
с
обучающимися
недостоверных
и
малоправдоподобных данных
Формирование позитивного отношения со стороны всех обучающихся к
интеллектуальным
достижениям
одноклассников
независимо
от
абсолютного уровня этого достижения
Формирование представлений обучающихся о полезности знаний
математики вне зависимости от избранной профессии или специальности
Ведение диалога с обучающимся или группой обучающихся в процессе
решения задачи, выявление сомнительных мест, подтверждение
правильности решения
Совместно с обучающимися строить логические рассуждения (например,
решение задачи) в математических и иных контекстах, понимать
рассуждение обучающихся
Анализировать предлагаемое обучающимся рассуждение с результатом:
подтверждение его правильности или нахождение ошибки и анализ причин
ее возникновения; помощь обучающимся в самостоятельной локализации
ошибки, ее исправлении; оказание помощи в улучшении (обобщении,
сокращении, более ясном изложении) рассуждения
Формировать у обучающихся убеждение в абсолютности математической
истины и математического доказательства, предотвращать формирование

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 16 из 20

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н
"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550)

Необходимые знания

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 26.02.2014

модели поверхностной имитации действий, ведущих к успеху, без ясного
понимания смысла; поощрять выбор различных путей в решении
поставленной задачи
Решать задачи элементарной математики соответствующей ступени
образования, в том числе те новые, которые возникают в ходе работы с
обучающимися, задачи олимпиад (включая новые задачи регионального
этапа всероссийской олимпиады)
Совместно с обучающимися применять методы и приемы понимания
математического текста, его анализа, структуризации, реорганизации,
трансформации
Совместно с обучающимися проводить анализ учебных и жизненных
ситуаций, в которых можно применить математический аппарат и
математические инструменты (например, динамические таблицы), то же для идеализированных (задачных) ситуаций, описанных текстом
Совместно с обучающимися создавать и использовать наглядные
представления математических объектов и процессов, рисуя наброски от
руки на бумаге и классной доске, с помощью компьютерных инструментов
на экране, строя объемные модели вручную и на компьютере (с помощью
3D-принтера)
Организовывать
исследования
эксперимент,
обнаружение
закономерностей, доказательство в частных и общем случаях
Проводить различия между точным и (или) приближенным математическим
доказательством, в частности, компьютерной оценкой, приближенным
измерением, вычислением и др.
Поддерживать баланс между самостоятельным открытием, узнаванием
нового и технической тренировкой, исходя из возрастных и
индивидуальных особенностей каждого обучающегося, характера
осваиваемого материала
Владеть основными математическими компьютерными инструментами:
визуализации
данных,
зависимостей,
отношений,
процессов,
геометрических объектов;
вычислений - численных и символьных;
обработки данных (статистики);
экспериментальных лабораторий (вероятность, информатика)
Квалифицированно набирать математический текст
Использовать информационные источники, следить за последними
открытиями в области математики и знакомить с ними обучающихся
Обеспечивать помощь обучающимся, не освоившим необходимый
материал (из всего курса математики), в форме предложения специальных
заданий, индивидуальных консультаций (в том числе дистанционных);
осуществлять пошаговый контроль выполнения соответствующих заданий,
при необходимости прибегая к помощи других педагогических работников,
в частности тьюторов
Обеспечивать коммуникативную и учебную "включенности" всех учащихся
в образовательный процесс (в частности, понимание формулировки
задания, основной терминологии, общего смысла идущего в классе
обсуждения)
Работать с родителями (законными представителями), местным
сообществом по проблематике математической культуры
Основы математической теории и перспективных направлений развития
современной математики
Представление о широком спектре приложений математики и знание
доступных обучающимся математических элементов этих приложений
Теория и методика преподавания математики
Специальные подходы и источники информации для обучения математике

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 17 из 20

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н
"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550)

Другие характеристики

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 26.02.2014

детей, для которых русский язык не является родным и ограниченно
используется в семье и ближайшем окружении
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований
профессиональной этики

3.2.5. Трудовая функция
Наименование

Модуль "Предметное
Русский язык"

Происхождение
трудовой функции

Оригинал

X

обучение.

Код B/05.6

Заимствовано
оригинала

Уровень
(подуровень)
квалификации

из
Код
оригинала

Трудовые действия

6

Регистрационный
номер
профессионально
го стандарта

Обучение методам понимания сообщения: анализ, структуризация,
реорганизация, трансформация, сопоставление с другими сообщениями,
выявление необходимой для анализирующего информации
Осуществление совместно с обучающимися поиска и обсуждения
изменений в языковой реальности и реакции на них социума,
формирование у обучающихся "чувства меняющегося языка"
Использование совместно с обучающимися источников языковой
информации для решения практических или познавательных задач, в
частности, этимологической информации, подчеркивая отличия научного
метода изучения языка от так называемого "бытового" подхода ("народной
лингвистики")
Формирование культуры диалога через организацию устных и письменных
дискуссий по проблемам, требующим принятия решений и разрешения
конфликтных ситуаций
Организация публичных выступлений обучающихся, поощрение их участия
в дебатах на школьных конференциях и других форумах, включая
интернет-форумы и интернет-конференции
Формирование установки обучающихся на коммуникацию в максимально
широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате
Стимулирование сообщений обучающихся о событии или объекте (рассказ
о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т.п.), анализируя их
структуру, используемые языковые и изобразительные средства
Обсуждение
с
обучающимися
образцов
лучших
произведений
художественной и научной прозы, журналистики, рекламы и т.п.
Поощрение индивидуального и коллективного литературного творчества
обучающихся
Поощрение
участия
обучающихся
в
театральных
постановках,
стимулирование создания ими анимационных и других видеопродуктов
Моделирование
видов
профессиональной
деятельности,
где
коммуникативная компетентность является основным качеством работника,
включая в нее заинтересованных обучающихся (издание школьной газеты,
художественного или научного альманаха, организация школьного радио и
телевидения, разработка сценария театральной постановки или
видеофильма и т.д.)
Формирование у обучающихся умения применения в практике устной и
письменной речи норм современного литературного русского языка
Формирование у обучающихся культуры ссылок на источники

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 18 из 20

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н
"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550)

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 26.02.2014

опубликования, цитирования, сопоставления, диалога с автором,
недопущения нарушения авторских прав
Необходимые умения Владеть методами и приемами обучения русскому языку, в том числе как
не родному
Использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с
ограниченными возможностями здоровья
Вести постоянную работу с семьями обучающихся и местным сообществом
по формированию речевой культуры, фиксируя различия местной и
национальной языковой нормы
Проявлять позитивное отношение к местным языковым явлениям,
отражающим культурно-исторические особенности развития региона
Проявлять позитивное отношение к родным языкам обучающихся
Давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в
повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ,
ненормативной лексики
Поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности
обучающихся в коммуникации как процессе, жизненно необходимом для
человека
Необходимые знания
Основы лингвистической теории и перспективных направлений развития
современной лингвистики
Представление о широком спектре приложений лингвистики и знание
доступных обучающимся лингвистических элементов этих приложений
Теория и методика преподавания русского языка
Контекстная языковая норма
Стандартное общерусское произношение и лексика, их отличия от местной
языковой среды
Другие характеристики Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований
профессиональной этики
IV. Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
│
│
профессионального образования города Москвы "Московский городской
│
│
психолого-педагогический университет"
│
│
│
│
Ректор Рубцов Виталий Владимирович
│
│
│
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Центр образования
N 109

-------------------------------<1> Общероссийский классификатор занятий.
<2> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
<3> Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
"Квалификационные характеристики должностей работников образования" (зарегистрировано в Минюсте
России 6 октября 2010 г. N 18638).

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 19 из 20

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н
"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550)

Документ предоставлен КонсультантПлюс
Дата сохранения: 26.02.2014

<4> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница 20 из 20


Наверх

Консультации для родителей в летний период

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».