Дополнительная образовательная программа Логика для дошкольников

Содержание
1
2
3
4
4.1.
4.2.
5
6
7
8

Пояснительная записка
Учебный план
Календарный учебный график
Рабочие программы по модулям
«Логика для дошкольника» для детей 4-5 лет
«Логика для дошкольника» для детей 6-7 лет
Планируемые результаты освоения программы
Организационно - педагогические условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Перечень методических материалов

1

Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста
«Логика для дошкольника» разработана в соответствии:
1.
С федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 года № 273-ФЗ.
2.
С санитарно – эпидемиологическими требованиями СанПин № 2.4.1. 3049 13. К устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций.
3.
С Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
29 августа 2013г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
4.
С Уставом МБДОУ - детский сад № 398.
1. Пояснительная записка.
Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации,
компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета.
Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних
воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были
успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации,
нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её,
применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных
ситуациях.
В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы
должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного,
принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе,
обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а
также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности –
умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль логики при этом
невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих
программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической
составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не
испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с
нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка
соответствующим образом.
Многие думают, что развитое логическое мышление — это природный дар, с
наличием или отсутствием которого следует смириться. Однако, существуют
исследования известных психологов, подтверждающих, что развитием
логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда
природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Например, по Ж.
Пиаже понятие числа у ребёнка возникает как синтез двух логических структур –
класса и порядка, которые соответственно связаны с логическими операциями
классификации и сериации. Известно, что мышление человека отличается, прежде
всего способностью обобщённо мыслить о предметах, явлениях и процессах
2

окружающего мира, т.е. мыслить определёнными понятиями. Причём познание
реальной действительности реализуется путём образования понятий и
оперирования ими, т.е. понятие выступает — и как исходный элемент познания —
и как его результат. А для того, чтобы у ребёнка как можно раньше
формировалось понятийное мышление, необходимо развивать именно его
логические структуры.
Уже с младшего дошкольного возраста мы начинаем формировать у детей
различные понятия путём чувственного познания. Всякое познание начинается с
живого созерцания. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в
мозгу ощущения, восприятия и представления.
Ощущения – это отражение отдельных свойств объекта, непосредственно
воздействующих на наши органы чувств (пример-яблоко). Комплекс ощущений
позволяет судить о предмете в целом, и соответственно его воспринимать.
Восприятие – это целостное отражение какого-то объекта, непосредственно
воздействующего на наши органы чувств. Представление– чувственный образ
предмета, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее в
той или иной форме. Путём чувственного отражения мы познаём отдельные
предметы и их свойства. Законы мира, сущность предметов, общее в них мы
познаём посредством абстрактного, логического мышления.
Основными формами абстрактного мышления как раз и являются, в первую
очередь, понятия, а также – суждения и умозаключения. Понятие – форма
мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета
или класса однородных предметов. Для успешного формирования понятий
требуется развитие таких мыслительных операций:
 Анализ–мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное
выделение необходимых признаков.
 Синтез– мысленное соединение в единое целое, частей предмета или его
признаков, полученных в процессе анализа.
 Сравнение –мысленное установление сходства или различия предметов по
существенным или несущественным признакам.
 Обобщение–мысленное объединение отдельных предметов в каком-либо
понятии на основании похожих существенных признаков.
 Классификация –распределение предметов по группам, где каждая группа,
каждый класс имеет своё постоянное место.
Цель: формировать познавательные способности детей старшего
дошкольного возраста на основе развития логических структур мышления.
Задачи:
 Учить детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать,
обобщать, классифицировать на математическом и жизненном материале.
 Совершенствовать произвольное внимание, память.
 Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и
умозаключения на основании приобретённых знаний.
 Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.
3

Объем программы составляет два года обучения.
Содержание программы построено по модульному принципу:
Модули:
 «Логика для дошкольника» для детей 4-5 лет
 «Логика для дошкольника» для детей 6-7лет

4

2. Учебный план.
Наименование модуля

«Логика для
дошкольника» для детей
5-6 лет
«Логика для
дошкольника» для детей
6-7 лет
Итого в месяц
Итого в год

Старшая группа

Подготовител
ьная группа
4-5 лет
6-7 лет
Объем ПОУ (часов/минут) в неделю

2/50 мин.
2/60 мин.

8/
3часа 20 минут
64/
26 часов 10 минут

5

8/
4 часа
64/
32 часа

3. Календарный учебный график.

Содержание

Старшая группа
(4-5 лет)

Количество возрастных групп
Начало учебного года
График каникул
Окончание учебного года
Продолжительность учебного года,
всего, в том числе
I полугодие
II полугодие
Продолжительность недели
Объем недельной образовательной
нагрузки (НОД)
Сроки проведения мониторинга

1
с 01.10
с 30.12 по 12.01
31 мая

Подготовительная
группа
(6-7 лет)
1
с 01.10
с 30.12 по 12.01
31 мая

32 недели
13 недель
19 недель
5 дней

32 недели
13 недель
19 недель
5 дней

50 мин
01.10 – 15.10
15.05 – 31.05
4.11,
с 01.01 по 11.01,
23.02,
с 07.03 по 09.03
с 01.05.по 04.05.
С 09.05. по 11.05

60 мин
01.10 – 15.10
15.05 – 31.05
4.11,
с 01.01 по 11.01,
23.02,
с 07.03 по 09.03
с 01.05.по 04.05.
С 09.05. по 11.05

Праздничные (выходные) дни

6

4. Рабочие программы по модулям.
4.1. «Логика для дошкольника» для детей 4-5 лет.
Пояснительная записка:
С возраста 4-5 лет начинается развитие личности ребенка, маленький
человечек перестает задавать вопрос «почему?», его начинают интересовать более
сложные вопросы, которые порой ставят родителей в тупик.
Ребенок в этом возрасте чаще всего уже считает до 10; пишет различные
буквы; немного читает по слогам; соблюдает определенные правила и нормы
поведения (например, за столом); выполняет простые математические действия;
играет со сверстниками и самостоятельно.
С точки зрения развития логического мышления, ребенок в этом возрасте
должен уметь:
 делать логические выводы;
 из множества представленных предметов убрать лишний;
 из множества представленных предметов разложить их по группам и найти
общий признак;
 придумать рассказ по предложенным картинкам;
 придумать окончание рассказа;
 понимают, что можно применять теорию к практике.

7

Содержание курса «Логика для дошкольника» для детей 4-5 лет.
Включает в себя освоение таких разделов как:
1. Упражнения на выделение признаков объекта, предмета: цвет, его оттенки;
величина; форма.2. Упражнения на выделение количественных характеристик множеств объектов (
визуальное распознавание количества, взаимно-однозначное соответствие,
уравнивание количеств);
3. Упражнения на пространственное расположение предметов и их частей (внутри
— снаружи; расположение в пространстве; расположение на плоскости);
4. Упражнения на формирование приёмов умственных действий сериации,
классификации, сравнения, обобщения, анализа, синтеза.
5. Упражнения на развитие психических процессов: мышление, память, внимание,
восприятие, воображение.
6. Упражнения и задания на развитие характерных качеств мышления: гибкость,
причинность, системность, пространственная подвижность.

8

№
1

2

3

4

5

6

7

Учебно – тематический план
"Логика для дошкольника" для детей 4-5 лет
Тема
• Совершенствовать умение сравнивать две равные группы
предметов, обозначать результаты сравнения словами: поровну,
столько – сколько. • Закреплять умение сравнивать два предмета по
величине, обозначать результаты сравнения словами большой,
маленький, больше, меньше. • Упражнять в определении
пространственных направлений от себя и назывании их словами:
впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.
• Упражнять в умении различать и называть геометрические
фигуры: круг, квадрат, треугольник. • Совершенствовать умение
сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты
сравнения словами: длинный – короткий, длиннее – короче;
широкий – узкий, шире – уже. • Развивать умение сравнивать
предметы по цвету, форме и пространственному рас
• Упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету,
форме, определяя их равенство или неравенство на основе
сопоставления пар, учить обозначать результаты сравнения
словами: больше, меньше, поровну, столько – сколько. • Закреплять
умения различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь).
• Упражнять в умении различать и называть геометрические
фигуры: круг, квадрат, треугольник. • Совершенствовать умение
сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты
сравнения словами: длинный – короткий, длиннее – короче;
широкий – узкий, шире – уже. • Развивать умение сравнивать
предметы по цвету, форме и пространственному рас
• Продолжать учить сравнивать две группы предметов, разных по
форме, определяя их равенство или неравенство на основе
сопоставления пар. • Закреплять умение различать и называть
плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. •
Упражнять в сравнении двух предметов по высоте, обозначая
результаты сравнения словами: высокий, низкий, выше, ниже.
• Учить понимать значение итогового числа, полученного в
результате счета предметов в пределах 3, отвечать на вопрос
«Сколько?». • Упражнять в умении определять геометрические
фигуры (шар, куб, квадрат, треугольник, круг) осязательнодвигательным путем. • Закреплять умение различать левую и
правую руки, определять пространственные направления и
обозначать их словами: налево, направо, слева, справа.
• Учить считать в пределах 3, используя следующие приемы: при
счете правой рукой указывать на каждый предмет слева направо,
называть числа по порядку, согласовывать их в роде, числе и
падеже, последнее число относить ко всей группе предметов. •
9

часы

2

2

2

2

2

2

2

8

9

10

11

12

13

Упражнять в сравнении двух предметов по величине (длине,
ширине, высоте), обозначать результаты сравнения
соответствующими словами: длинный – короткий, длиннее –
короче; широкий – узкий, шире – уже, высокий – низкий, выше –
ниже. • Расширять представления о частях суток и их
последовательности (утро, день, вечер, ночь)
• Продолжать учить считать в пределах 3, соотнося число с
элементом множества, самостоятельно обозначать итоговое число,
правильно отвечать на вопрос «Сколько?». • Совершенствовать
умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат,
треугольник) независимо от их размера. • Развивать умение
определять пространственное направление от себя: вверху, внизу,
впереди, сзади, слева, справа.
• Закреплять умение считать в пределах 3, познакомить с
порядковым значением числа, учить правильно отвечать на вопросы
«Сколько?», «Который по счету?». • Упражнять в умении находить
одинаковые по длине, ширине, высоте предметы, обозначать
соответствующие признаки словами: длинный, длиннее, короткий,
короче, широкий, узкий, шире, уже, высокий, низкий, выше, ниже. •
Познакомить с прямоугольником на основе сравнения его с
квадратом.
• Показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп
предметов, выраженных числами 3 и 4; учить считать в пределах 4. •
Расширять представления о прямоугольнике на основе сравнения
его с квадратом. • Развивать умение составлять целостное
изображение предметов из частей.
• Закреплять умение считать в пределах 4, познакомить с
порядковым значением числа, учить отвечать на вопросы
«Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?». •
Упражнять в умении различать и называть знакомые
геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник,
прямоугольник. • Раскрыть на конкретных примерах значение
понятий быстро, медленно
• Познакомить с образованием числа 5, учить считать в пределах 5,
отвечать на вопрос «Сколько?». • Закреплять представления о
последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь. •
Упражнять в различении геометрических фигур (круг, квадрат,
треугольник, прямоугольник).
• Продолжать учить считать в пределах 5, знакомить с порядковым
значением числа 5, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по
счету?». • Учить сравнивать предметы по двум признакам величины
(длине и ширине), обозначать результаты сравнения выражениями,
например,
«Красная ленточка длиннее и шире зеленой, а зеленая ленточка
короче и уже красной ленточки». • Совершенствовать умение
определять пространственное направление от себя: вверху, внизу,
10

2

2

2

2

2

2

14

15

16

17

18

19

20

21

22

слева, справа, впереди, сзади.
• Закреплять умение считать в пределах 5, формировать
представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов на
основе счета. • Продолжать учить сравнивать предметы по двум
признакам величины (длине и ширине), обозначать результаты
сравнения соответствующими выражениями, например, «Длинная и
широкая – большая дорожка, короткая и узкая – маленькая
дорожка». • Упражнять в различении и назывании знакомых
геометрических фигур (куб, шар, квадрат, круг).
• Продолжать формировать представления о порядковом значении
числа (в пределах 5), закреплять умение отвечать на вопросы
«Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?» •
Познакомить с цилиндром, учить различать шар и цилиндр. •
Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.
• Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу. •
Продолжать уточнять представления о цилиндре, закреплять умение
различать шар, куб, цилиндр. • Закреплять представления о
последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь
• Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу и
названному числу. • Познакомить со значением слов далеко –
близко. • Развивать умение составлять целостное изображение
предмета из его частей.
• Упражнять в счете звуков на слух в пределах 5. • Уточнить
представления о значении слов далеко – близко. • Учить сравнивать
три предмета по величине, раскладывать их в убывающей и
возрастающей последовательности, обозначать результаты
сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, короткий,
длиннее, самый длинный
• Упражнять в счете звуков в пределах 5. • Продолжать учить
сравнивать три предмета по длине, раскладывать их в убывающей и
возрастающей последовательности, обозначать результаты
сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, короткий,
длиннее, самый длинный. • Упражнять в умении различать и
называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат,
треугольник, прямоугольник.
• Упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5. • Объяснить
значение слов вчера, сегодня, завтра. • Развивать умение сравнивать
предметы по их пространственному расположению (слева, справа,
налево, направо).
• Продолжать упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5. •
Закреплять представления о значении слов вчера, сегодня, завтра. •
Учить сравнивать три предмета по ширине, раскладывать их в
убывающей и возрастающей последовательности, обозначать
результаты сравнения словами: широкий, уже, самый узкий, узкий,
шире, самый широкий.
• Учить считать движения в пределах 5. • Упражнять в умении
11

2

2

2

2

2

2

2

2

23

24

25

26

27

28

29

30

ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные
направления относительно себя словами: вверху, внизу, слева,
справа, впереди, сзади. • Учить сравнивать 4–5 предметов по
ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей
последовательности, обозначать результаты сравнения
соответствующими словами: широкий, уже, самый узкий, узкий,
шире, самый широкий.
• Учить воспроизводить указанное количество движений (в
пределах 5). • Упражнять в умении называть и различать знакомые
геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник,
прямоугольник. • Совершенствовать представления о частях суток и
их последовательности: утро, день, вечер, ночь
• Упражнять в умении воспроизводить указанное количество
движений (в пределах 5). • Учить двигаться в заданном направлении
(вперед, назад, налево, направо). • Закреплять умение составлять
целостное изображение предмета из отдельных частей.
• Закреплять умение двигаться в заданном направлении. •
Объяснить, что результат счета не зависит от величины предметов
(в пределах 5). • Учить сравнивать предметы по величине (в
пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей
последовательности, обозначать результаты сравнения словами:
самый большой, поменьше, еще меньше, самый маленький, больше
• Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от
величины предметов. • Учить сравнивать три предмета по высоте,
раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности,
обозначать результаты сравнения словами: высокий, ниже, самый
низкий, низкий, выше, самый высокий. • Упражнять в умении
находить одинаковые игрушки по цвету или величине.
• Показать независимость результата счета от расстояния между
предметами (в пределах 5). • Упражнять в умении сравнивать 4–5
предметов по высоте, раскладывать их в убывающей и
возрастающей последовательности, обозначать результаты
сравнения словами: самый высокий, ниже, самый низкий, выше. •
Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры:
куб, шар.
• Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от
расстояния между предметами (в пределах 5). • Продолжать
знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром. •
Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.
• Показать независимость результата счета от формы расположения
предметов в пространстве. • Продолжать знакомить с цилиндром на
основе сравнения его с шаром и кубом. • Совершенствовать
представления о значении слов далеко – близко.
• Закреплять навыки количественного и порядкового счета в
пределах 5, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по
счету?» и т. д. • Совершенствовать умение сравнивать предметы по
12

2

2

2

2

2

2

2

2

31

32

33

34

35
35
36
37
38

величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей
последовательности, обозначать результаты сравнения словами:
самый большой, меньше, еще меньше, самый маленький, больше. •
Совершенствовать умение устанавливать последовательность
частей суток: утро, день, вечер, ночь.
• Упражнять в счете и отсчете предметов на слух, на ощупь (в
пределах 5). • Учить соотносить форму предметов с
геометрическими фигурами: шаром и кубом. • Развивать умение
сравнивать предметы по цвету, форме, величине.
• Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (в
пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей
последовательности, обозначать результаты сравнения словами:
самый большой, меньше, еще меньше, самый маленький, больше. •
Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве,
обозначать пространственные направления относительно себя
соответствующими словами: вперёд, назад, налево, направо, вверх,
вниз.
• Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от
качественных признаков предмета (размера, цвета). • Закреплять
навыки количественного и порядкового счета в пределах 5, учить
отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?» и т. д.
• Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (в
пределах 5), • Показать независимость результата счета от
расстояния между предметами (в пределах 5). • Упражнять в умении
сравнивать 4–5 предметов по высоте
Повторение. Учимся работать в тетрадях – «Клеточка» графические
диктанты
Повторение. Учимся работать в тетрадях – «Клеточка» графические
диктанты, игры Воскобовича
Повторение. Учимся работать в тетрадях – «Клеточка» графические
диктанты, игры Воскобовича
Повторение. Учимся работать в тетрадях – «Клеточка» графические
диктанты, игры Воскобовича
Повторение. Учимся работать в тетрадях – «Клеточка» графические
диктанты, игры Воскобовича

13

2

2

2

2

2

2
2
2
2
2

4.2. «Логика для дошкольника» для детей 6-7 лет.
Пояснительная записка:
К шести годам детям вполне по силам самостоятельно прийти к логическим
умозаключениям, установить очевидную связь между причинами явлений и их
следствием. Мышление становится более гибким и подвижным.
Ребенок может быстрее приспосабливаться, переключаться с одной задачи на
другую без потери концентрации внимания.
Появляются первичные навыки мысленно моделировать ситуацию. Однако
анализ, на который способен ребенок, все еще достаточно элементарный.
Те очевидные выводы, которые может сделать взрослый на основе
имеющихся исходных данных, для детей таковыми являются не всегда.
Практическая деятельность в познавательном процессе все еще является
приоритетной. При этом наглядность и яркость образов по-прежнему играют
основную роль в решении задач. Поэтому захватывающая динамичная логическая
игра – верное средство учиться с азартом и искренним интересом для ребенка.

14

Содержание занятий «Логика для дошкольника»
для детей 6-7 лет.
Включает в себя освоение таких разделов как:
1. Упражнения на выделение признаков объекта, предмета: цвет, его оттенки;
величина; форма.2. Упражнения на выделение количественных характеристик множеств объектов (
визуальное распознавание количества, взаимно-однозначное соответствие,
уравнивание количеств);
3. Упражнения на пространственное расположение предметов и их частей (внутри
— снаружи; расположение в пространстве; расположение на плоскости);
4. Упражнения на формирование приёмов умственных действий сериации,
классификации, сравнения, обобщения, анализа, синтеза.
5. Упражнения на развитие психических процессов: мышление, память, внимание,
восприятие, воображение.
6. Упражнения и задания на развитие характерных качеств мышления: гибкость,
причинность, системность, пространственная подвижность.

15

Учебно – тематический план
«Логика для дошкольника» для детей 6 -7 лет
№

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ТЕМА
1. Математическая игра «Дни недели».
2. Математическая игра «Путешествие в Фиолетовый лес». (17, 100)
3. Конструирование «Лодочка». (Квадрат Воскобовича) (17, 100)
4. Объединение предметов в группы по общему признаку.
1. Математическая игра «Сложи узор». (17,100)
2. Математическая игра «Найди недостающую фигуру». (17,100)
3.Обозначение равенства и неравенства.
1. Математическая игра «Помоги муравьишкам». (5, 37)
2. Игра «Страна Муравия» (5,37).
3. Конструирование «Портрет Мурашика» (игра В. Воскобовича
«Чудо-соты»).
4. Часть-целое. (действие сложения)
1. Математическая игра «Блоки Дьенеша». (17, 106)
2. Математическая игра «Чудо-цветик». (В. Воскобович)
3. Конструирование «Зверюшки Фиолетового леса» (по схемам игры
В. Воскобовича «Чудо-цветик»).
4. Пространственные отношения: на, над, под.
1. Математическая игра «Головоломка». (17, 104)
2. Математическая игра «Блоки Дьенеша». (20. 33)
3. Конструирование «Улица города» (11,51).
4. Пространственные отношения: справа, слева.
1. Математическая игра «Заполни клетки». (17, 110)
2. Математическая игра «Сложи узор». (17.110)
3. Конструирование «Лесная школа» (28,21).
4. (Вычитание) – удаление части из целого.
1. Математическая игра «Квадрат Воскобовича». (5, 110
2. Конструирование «Конверт, домик, летучая мышь» (из квадрата
Воскобовича).
3. Пространственные отношения: между, посередине.
1. Работа с дидактическим пособием «Математика - это интересно»
(5-6 лет). (5.11)
2. Конструирование «Крыса Шушера» (Квадрат В. Воскобовича).
3. Взаимосвязь между целым и частью. Один – много.
1. Игра «Отгадай и докажи» (25,84).
2. Игра «Кубики для всех» (17,115).
3. Конструирование «Пингвине нок» (11,63).
4. Число 1 и цифра 1.
1.Математическая игра «Прозрачный квадрат». (25, 84)
2. Математическая игра «Отгадай и докажи».
3. Математическая игра «Кубики для всех».
4. Пространственные отношения: внутри, снаружи.
1. Занимательные задачи.

ЧАСЫ
2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

2. Игра «Прозрачный квадрат» (5,16).
3. Конструирование «Парусник», «Самолетик». (7,7; 25).
4. Число 2 и цифра 2.
1.Работа с дидактическим пособием «Математика - это интересно».
(5-6 лет). (32, 3)
2. Конструирование «Кот» (11,62).
3. Представление об точке и линии.
1.Математическая игра «Геоконт» (кривая линия) (5,7; 21,80).
2. Конструирование «Змея», «Месяц», «Тропинка» (21,80).
3. Представление об отрезке и луче.
1. Математическая игра «Цифры по порядку». («Ларчик» В.
Воскобовича)
2. Математическая игра «Цифроцирк». (5, 38)
3. Конструирование «Разноцветные цифры» (игра В. Воскобовича
«Прозрачная цифра») (5,20).
4. Число 3 и цифра 3.
1. Математическая игра «Геоконт». (5, 7; 21, 80)
2. 2.Представление о замкнутой и незамкнутой линиях.
3. Не ошибись – графический диктант.
1. Работа с дидактическим пособием «Математика - это
интересно» (5-6 лет) (32, 5)
2. Представление о ломаной линии и многоугольник.
3. Не ошибись – графический диктант.
1. Игровое упражнение «Соедини точки» (17,130).
2. Игра «Построй космический корабль» (из деталей игры В.
Воскобовича «Чудо-крестики») (5,33).
3. Игра «Узнай и напиши» (5,37).
4. Число 4 и цифра 4.
1. Игра «Узнай, где солнышко» (17,137).
2. Игра «Уникуб» (19,60).
3. Конструирование «Фонарики для жителей волшебной страны Фиолетового леса» (11,155).
4. Представление об углах и видах углов.
1. Математическая игра «Пять математических корзинок» (5,26).
2. Конструирование «Корзинка» (28,144).
3. Представление о числовом отрезке.
4. Не ошибись – графический диктант.
1. Работа с дидактическим пособием «Математика - это интересно»
(5-6 лет)
2. Число 5 и цифра 5.
3. Не ошибись – графический диктант.
Математическая игра «Геоконт». (5, 9)
2. Математическая игра «Колумбово яйцо».
3. Пространственные отношения: впереди, сзади.
1. Математическая игра В. Воскобовича «Чудо-соты».

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

17

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

2. Конструирование фигурок из деталей игры «Чудо-соты».
3. Не ошибись – графический диктант.
1. Математическая игра «Разложи предметы по порядку». (ларчик
23)
2. Математическая игра «Веселый поезд». (25, 31)
3. Не ошибись – графический диктант.
1. Работа с дидактическим пособием «Математика - это интересно»
(5-6 лет)
2. Конструирование «Туфелька Золушки» (Квадрат В. Воскобовича
3. Сравнение групп предметов.
1. Математическая игровая считалка «Шел домой Глеб» (5,39).
2. Игра «Забавные цифры» («Ларчик» В. Воскобовича, 23).
3. Конструирование цифр из деталей игры В. Воскобовича
«Конструктор цифр» (5,21).
1. Математическая игра «Что изменилось». («Ларчик» В.
Воскобовича, 22).
2. Математическая игра «Найти свой домик». (25,47)
3. Не ошибись – графический диктант.
1.Работа с дидактическим пособием «Математика - это интересно»
(5-6 лет). (32, 7)
2. Игра «Забавные цифры» («Ларчик» В. Воскобовича, 23).
3. Конструирование цифр из деталей игры В. Воскобовича
«Конструктор цифр» (5,21).
1. Математическая игра «Дни недели».
2. Математическая игра «Прозрачная цифра».
3. Математическая игра «Геоконт». (Конструирование цифр с
помощью разноцветных резинок)
1. Математическая игра «Сутки».
2. Математическая игра «Лабиринты цифр». (5,37)
3. Обозначение отношений: больше-меньше.
1. Математическая игра «Отправляемся в путь». (17, 153)
2. Математическая игра «Мы пришли в универмаг». (17,154)
3. Не ошибись – графический диктант.
1. Работа с дидактическим материалом «Математика - это
интересно» (5-6 лет). (32, 1)
2. Конструирование «Красивые цветы».
3. Решение примеров на числовом отрезке от 1 до 5 (сложение)
1. Математическая игра В. Воскобовича «Чудо-цветик».
2. Конструирование «Животные на волшебной поляне» (альбом
фигурок к игре В. Воскобовича «Чудо-цветик»).
3. Решение примеров на числовом отрезке от 1 до 5 (сложение)
1. Математическая игра «Где больше?»
2. Математическая игра «Рассмотри и составь».
3. Конструирование узоров с помощью «шнура-затейника» (см.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

18

34

35

36

37

38

инструкцию к игре В. Воскобовича).
Математический праздник «В гостях у Магнолика».
2. Решение примеров на числовом отрезке от 1 до 5 (сложение)
3. Решение примеров на числовом отрезке от 1 до 5 (вычитание.)
1. Математическая игра В. Воскобовича «Чудо-цветик».
2. Конструирование «Животные на волшебной поляне» (альбом
фигурок к игре В. Воскобовича «Чудо-цветик»).
3. Временные отношения: раньше, позже.
Упражнения на закрепление.
1. Математическая игра В. Воскобовича «Чудо-цветик».
2. Конструирование «Животные на волшебной поляне» (альбом
фигурок к игре В. Воскобовича «Чудо-цветик»).
3. Математическая игра В. Воскобовича «Геоконт»
4. Игра – не ошибись: графический диктант.
Упражнения на закрепление.
1. Математическая игра В. Воскобовича «Чудо-цветик».
2. Конструирование «Животные на волшебной поляне» (альбом
фигурок к игре В. Воскобовича «Чудо-цветик»).
3. Математическая игра В. Воскобовича «Геоконт»
4. Игра – не ошибись: графический диктант.
Упражнения на закрепление.
1. Математическая игра В. Воскобовича «Чудо-цветик».
2. Конструирование «Животные на волшебной поляне» (альбом
фигурок к игре В. Воскобовича «Чудо-цветик»).
3. Математическая игра В. Воскобовича «Геоконт»
4. Игра – не ошибись: графический диктант.

2

2

2

2

2

19

5. Планируемые результаты освоения программы
«Логика для дошкольника» для детей 4-5 лет.
Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение,
обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать
сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные
признаки. Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в
самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует
обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает
затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не всегда
видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о
них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет
достаточный словарный запас. Способен ориентироваться в пространстве и на
листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив.
Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.
Планируемые результаты освоения программы
«Логика для дошкольника» для детей 6-7 лет
Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно
устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам.
Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует
обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей
формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит
закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений
делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе
бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр
бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в
результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в
паре и микрогруппе.

6.Организационно - педагогические условия реализации программы.
Под педагогическими условиями понимается совокупность взаимосвязанных
направлений педагогического влияния на детей и взрослых и организация их
совместной
деятельности.
Мы
определили
педагогические
условия,
обеспечивающие успешность процесса социально-педагогической адаптации к
современному социуму детей в процессе реализации программы дополнительного
образования. К ним мы отнесли: субъект-субъектные отношения педагога и
ребенка; вариативность образования; создание ситуации выбора и успеха для
каждого ребенка; личное участие в мероприятиях программы; создание
развивающей среды.
Педагогическую деятельность осуществляет педагог дополнительного
образования, имеющий среднее профессиональное образование в области,
соответствующей профилю дополнительной образовательной услуги.
Организационные условия представляют совокупность взаимосвязанных
функций, обеспечивающих целенаправленное управление процессом реализации
программы: обеспечение повышения квалификации педагогов; интеграция
основного и дополнительного образования, формирование готовности у
воспитанников к активной самостоятельной деятельности; обеспечение
образовательного процесса
методической литературой, образовательными
программами;
педагогический
мониторинг;
обеспечение
творческой
интеллектуальной деятельности участников образовательного процесса. Система
организационных условий направлена на планирование, организацию,
координацию, регулирование и контроль за реализацией программы.
Активно используются вариативные формы обучения: фронтальная,
коллективная, групповая, индивидуальная, парная, игровая. Каждое занятие
эмоционально окрашено, по содержанию занятия подобраны стихи, песенки,
загадки, рифмы.
Занятия проводятся 2 раз в неделю, длительность занятий соответствует
возрасту детей: 4-5 лет – 25 минут, 6-7 лет – 30 минут.
Мониторинг проводится 2 раза в год (в декабре месяце и в мае месяце).
Содержание занятий и практический материал подбирается с учетом
возрастных особенностей и физических возможностей детей. Занятие
предполагает постепенное увеличение физической нагрузки на организм ребёнка
и сопровождается объяснением, показом движений, самостоятельной работой,
анализом.

21

7. Материально-техническое обеспечение программы.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

кубики Никитина
палочки Кюизенера
блоки Дьенеша
Игры – головоломки: «Танграм», «Колумбово яйцо» и др.
Словесно – логические игры и упражнения: «Что объединяет?»
Счетные палочки
Конструктор Лего
Планы схемы
Игры Воскобовича

22

8. Перечень методических материалов
1. Михайлова З.А. «Игровые задачи для дошкольников».
2. Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры»
3. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников»
— пособие. Санкт – Петербург, «Детство – пресс»,2002г.
4. Пиаже Ж. «Как дети образуют математические понятия» — вопросы
психологии, №4, 1996г.
5. Пиаже Ж. «Избранные психологические труды. Психология интеллекта.
Генезис числа у ребёнка», Москва, 1969г.
6. Ткаченко Т.А. «Упражнения для развития словесно – логического
мышления»
7. Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день». Ярославль, А.Р., 2000г.
8. Тихомирова Л.Ф. «Логика для дошкольника». Ярославль, А.Р., 2000г.
9. Венгер А.Л., Венгер Л.А. «Домашняя школа мышления».

23


Наверх

Консультации для родителей в летний период

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».