Дополнительная образовательная программа Речецветик

Содержание
1
2
3
4
5
6
7
8
8.1.
8.2.
8.3.
8.4.
9

Пояснительная записка
Цель, задачи
Учебно – тематический план
Содержание программы
Годовой календарный учебный график
Организационно – педагогические условия реализации программы
Планируемые результаты
Оценочные и методические материалы:
Формы контроля
Критерии отслеживания усвоения программы
Условия реализации программы
Воспитательная работа
Используемые источники

1.Пояснительная записка.
Программа дополнительного образования физического воспитания на
основе традиций восточных боевых искусств « Айкидо» разработана в
соответствии:
1. С федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 года № 273-ФЗ.
2. С санитарно – эпидемиологическими требованиями СанПин № 2.4.1.
3049 -13. К устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных образовательных организаций.
3. С Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
29 августа 2013г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
4. С Уставом МБДОУ - детского сада № 398.
Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее
обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с
требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации
образовательной деятельности, технологий и содержания.
Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение
нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает
необходимость разработки современных коррекционно-образовательных
технологий, обновления содержания работы для детей 4-7 лет по коррекции
звукопроизношения в дошкольных образовательных учреждениях.
В связи с тем, что на индивидуальные занятия с логопедом в первую очередь
зачисляются дети старшей возрастной категории с тяжелыми нарушениями
речи, а так же дети, прошедшие обследование ПМПК, возникла
необходимость оказывать помощь детям в возрасте 4-7 лет с нарушениями
звукопроизношения в форме дополнительной образовательной услуги.
Дополнительная образовательная услуга облегчает подготовку к основным
занятиям по коррекции звукопроизношения, даёт возможность чутко и
своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей
и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, может
актуализировать
его
внутренние
ресурсы,
включить
механизм
самокоррекции.
Актуальность
и
педагогическая
целенаправленность
программы
«Речецветик» - повышение эффективности процесса предупреждения и
коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей среднего и
старшего дошкольного возраста.
Данная программа составлена с учётом и использованием современных
инновационных технологий и методик в области правильного дыхания,
2

развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные
функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно
влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи
дошкольников.
Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без
формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки
общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При
нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников
заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс
затягивается. В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых
мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся,
пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают
стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Очень часто
речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии.
Нарушение произносительной стороны речи требует специальной
логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная
работа, тем она эффективнее.
На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и
общеразвивающей программы с целью построения комплексной
коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие
всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач
образовательной программы детского сада.
Решение данной проблемы возможно через разработку программы,
интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.
Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации
«Об образовании». Содержание программы соответствует федеральным
государственным требованиям, образовательным стандартам и требованиям;
целям и задачам образовательной программы дошкольной организации.
Основной базой дополнительной общеразвивающей программы являются:
1. Примерная основная образовательная программа дошкольного
образования "Мозайка" под редакцией В.Ю. Белькович, Н.В. Гребенкина,
И.А. Кильдышева;
3. «Программа логопедической работы по преодолению фонетикофонематического недоразвития у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной,
4. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития
речи у детей» Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой

3

Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему,
обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского
языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексикограмматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает
формирование коммуникативных способностей, речевого и общего
психического развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией,
как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при
обучении в массовой школе, а также его социализации.

4

2.

Цель, задачи

Цель: сформировать полноценную фонетическую систему языка, развивать
фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и
синтеза, автоматизировать слухо - произносительные умения и навыки в
различных ситуациях, развивать связную речь.
В процессе реализации Программы решаются следующие
задачи:
- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- преодоление недостатков в речевом развитии;
- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения;
- развитие слухового восприятия;
- развитие моторики;
- формирование фонематического слуха;
- подготовка к обучению грамоты, овладение элементами грамоты;
- формирование навыков учебной деятельности;
- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников,
воспитателями.

5

3. Учебно – тематический план
Вся коррекционная работа планируется на каждого ребенка индивидуально,
исходя из характера его фонетических нарушений.
Составляется индивидуальный маршрут, который условно делится на
несколько этапов.
Перспективное планирование 4- 5 лет
№
занятия
1

2

3
4

5

6
7

8

9

10

11

Тема занятия
Виды работы по развитию связной речи
38 занятия
Беседа с детьми на тему «Надо ли учиться
говорить?». Знакомство с нашими героями. Работа в
рабочих тетрадях.
Игрушки. Звуки. Выделение первого звука в слове.
Игра «Как назовёшь так и пойдёшь» -В.
Воскабовича.
Части тела. Звук А в словах. Определение места
звука в слове. Буква А. работа в рабочих тетрадях.
Части тела. Звук А. Определение места звука в
слове. Буква А. работа в рабочих тетрадях.
Обучение рассказыванию: «Наша неваляшка».
Осень. Звук О Определение места звука в слове.
Работа в рабочих тетрадях.
Составление рассказа по сюжетной картине
Осень. Звук О Определение места звука в слове.
Буква О, работа в рабочих тетрадях.
Овощи. Звук У Определение места звука в слове.
Работа в рабочих тетрадях. Чтение стихотворения
И.Бунина «Листопад».
Овощи. Звук У. Определение места звука в слове.
Буква у. Работа в рабочих тетрадях. Составление
рассказа о кукле
Фрукты. Звук Ы Определение места звука в слове.
Работа в рабочих тетрадях.
Составление рассказа по серии картинок
Фрукты. Звук Ы Определение места звука в слове.
Буква у. Работа в рабочих тетрадях. Чтение сказки
К.Чуковского «Телефон».
Овощи – фрукты. Звук И Определение места звука в
слове. Работа в рабочих тетрадях. Составление
рассказов по картине «В саду и в огороде».

Количество
часов
2

2

2
2

2

2
2

2

2

2

2

6

12
13

14
15

16

17

18
19

20

21

22

23

24

25

26

Звук и буква Ы. Составление рассказа «Мои
игрушки» Работа в рабочих тетрадях.
Зима. Геометрические фигуры. Определение места
звука А, У, И, Э, Ы. в слове. Составление рассказа
«Таня не боится мороза «Работа в тетрадях.
Работа в рабочих тетрадях. Печатанье букв А, у, И.
Э, Ы, Чтение рассказа «Снежный колобок».
Загадки – описание по гласным звукам. Работа в
рабочих тетрадях. Обучение рассказыванию по
картине «Вот это снеговик!».

2

Весна. Дом. Работа с «Игровизором» (Натягивание
резинок), Буквы А,У,И. Чтение стихотворений о
Зиме. Составление рассказов – описание игрушек
Звук О. Определение места звука в слове, работа в
рабочих тетрадях. Составление рассказа «Обувной
магазин».
Мебель. Звук Э Определение места звука в слове.
Работа в рабочих тетрадях. Отгадывание загадок.
Мебель. Гласные звуки А, У, И, Э. – нахождение
звуков в словах из (чтение большой Азбуки).
Составление рассказа – описания «Мой дом»
Электрические приборы. Гласные звуки и буквы А,
У, И, Э, Ы, О. Работа в рабочих тетрадях.
Составление рассказа по серии картинок о «Новом
Годе»
Электрические приборы. Нахождение гласные
звуков в словах. Чтение стихов из большой Азбуке.
Пересказ прочитанного.
Семья. Согласные звуки. Игра на Ковралине с
доминами и с пособиями гласных звуков и
согласных. Слушание сказки о звуках.
Семья. Звук М Определение места звука в слове.
Работа в рабочих тетрадях.
Обучение пересказу по сказке о согласных звуках.
Посуда. Звук М* Определение места звука в слове.
Работа в рабочих тетрадях. Обучение пересказу по
картинкам.
Посуда. Звуки М и М* Определение места звука в
слове. Работа в рабочих тетрадях. Обучение
пересказу по картинкам.
Рабочие инструменты. Звук К Определение места
звука в слове. Работа в рабочих тетрадях. Чтение
сказки «Три поросёнка»

2

2

2
2

2

2
2

2

2

2

2

2

2

2

7

27

28

29
30

31

32

33

34

35
36
37

38

Головные уборы. Звук К* Определение места звука
в слове. Работа в рабочих тетрадях. Обыгрывание
сказки «Три Парасенка» с театральными куклами.
Головные уборы. Звуки К и К* Определение места
звука в слове. Работа в тетрадях. Составление
рассказа «В магазине».
Звуки К и К’, буква К. Работа в тетрадях.
Рассказывание по картине «Собака со щенятами».
Одежда. Звук П Определение места звука в слове.
Работа в рабочих тетрадях. Продолжаем пересказ по
картине «Собака со щенками»
Одежда. Звук П* Определение места звука в слове.
Работа в рабочих тетрадях. Обучение пересказу по
серийным картинкам «В магазине Одежда и
Головные уборы».
Обувь. Звуки П и П* Определение места звука в
слове. Работа в рабочих тетрадях. Чтение детям
русской народной сказки «Лисичка-сестричка и
волк».
Обувь. Звук Н Определение места звука в слове.
Работа в тетрадях. Чтение сказки Мамина-Сибиряка
«Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и
про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»
Звук Н* Определение места звука в слове. Работа в
тетрадях. Составление рассказа по сюжетной
картинке о лете.
Звери. Звук Л Определение места звука в слове.
Работа в рабочих тетрадях. Обучение пересказу
Звери. Звук Л* и Буква Л. Работа в рабочих
тетрадях. Составление рассказа – описания лета.
Насекомые. Повторение гласных и согласных.
Работа на игровизоре»
Обучение пересказу или составление рассказа по
сюжетной картине о насекомых.
Лето. Повторение гласных и согласных. Работа на
игровизоре.
Составление рассказа по сюжетной картине

2

2

2
2

2

2

2

2

2
2
2

2

8

Перспективное планирование 5 -6 лет
1

2
3

4

5
6
7

8
9
10

11
12

13
14

15

16

Повторение гласных звуков. Нахождение гласных [А, О,
У, Э, И, Ы] в словах в начале слова, в середине, в конце.
Работа в тетрадях.
Слова и звуки. Работа в тетрадях – правописание
гласных букв.
Звуки [М, Н, П]. Нахождение звука в словах. Схема слов
с согласными звуками. Работа в тетрадях. Чтение слогов
согласных с гласными буквами.
Звуки [Н, Л]. Нахождение звука в словах. Схема слов с
согласными звуками. Чтение слогов согласных с
гласными буквами.
Закрепление согласных букв М. П. Н. Л.; гласных –А. О,
У, Э, Ы, И. Знакомство с согласным звуком [С].
Закрепление согласных букв М. П. Н. Л.; гласных –А. О,
У, Э, Ы, И. Знакомство с согласным звуком [С’].
Звуки [c], [c’]. Буквы C. Работа в тетрадях. Правописание
в словах буквы Т. Кроссворды на букву C. Чтение слогов
с буквой C.
Согласные звуки [Л], [Л‘], Буква Л. Чтение слогов с
буквой Л. Работа в тетрадях.
Звук [т’], буква Т. Работа в тетрадях. Работа на
«Геовизоре». Чтение слогов на букву т.
Звук [т]. Чтение азбуки на звук [т], Нахождение
согласного звука в словах в начале слова, в середине, в
конце. Работа в тетрадях. Рассказывание по картине
«Огород».
Звук [т’]. Схемы слов. Правописание в словах буквы Т.
Кроссворды на букву Т.
Звуки [т], [т’]. Буквы Т. Работа в тетрадях. Правописание
в словах буквы Т. Кроссворды на букву Т. Чтение слогов
с буквой Т.
Звук [к]. Нахождение слов со звуком [к]. Работа в
тетрадях Рассказывание по картине «Зима»
Звук [к’] Чтение Стихов со звуком [к’] из книги
«Азбука». Работа в тетрадях. Чтение рассказа Н. Носова
«На горке»
Звуки [к], [к’]. Буквы М, Н, П, Т, К. Работа в тетрадях.
Кроссворды. Рассказывание на тему из личного опыта
«Игры зимой».
Звуки [т], [т’], [к] , [к’]. Работа в тетрадях. Составление
рассказов на темы стихов о весне.

2
2
2

2
2
2
2

2

2

2
2
2
2

2
2

9

17

Звук [х]. Работа в тетрадях. Рассказывание на тему из
личного опыта «Игры весной».

2

18

Работа в тетрадях. Правописание слогов с согласными
буквами М, Н, П, Т, К, С, Х. Работа в тетрадях.
Составление рассказов по пословицам.
Звук [х’], буква Х. Работа в тетрадях. Рассказывание на
тему скороговорок.
Звук [к]- [х]. [к’] - [х’], Согласные звуки. Слоги. Работа в
тетрадях. Деление слов на слоги.
Звук [ф]. Твердые согласные звуки в словах. Нахождение
звука в словах. Работа в тетрадях.
Звуки [ф], [ф`]. Буква ф. Чтение книга «Азбука» Стихов
со звуком [ф]. Работа в тетрадях.
Звук [Й]. Согласный мягкий согласный в словах.
Пересказ сказки «Петух да собака».
Кроссворды. Игры с буквами на «Гервизоре». Чтение
коротких слов на ковре «Фиолетового леса.» Чтение
коротких стихов о весне.
Кроссворды. Игры с буквами на «Гервизоре». Чтение
коротких слов на ковре «Фиолетового леса.». Чтение
коротких стихов о весне.
Кроссворды. Игры с буквами на «Гервизоре». Чтение
коротких слов на ковре «Фиолетового леса.»
Кроссворды. Игры с буквами на «Гервизоре». Чтение
коротких слов на ковре «Фиолетового леса.»
Дружные звуки [Й’А]. Чтение книги «Азбука».
Нахождение в словах эти звуки.
Звуки [Й’] и [А]. Буква Я. Работа в тетрадях.
Звуки [Й’О]. Чтение книги «Азбука».
Нахождение в
словах эти звуки. Буква Ё. Работа в тетрадях.
Звук [Й`Э] Чтение книга «Азбука» Стихов со звуком
[Й`Э]. Буква Е. Работа в тетрадях.
Согласные буквы П, Н, М, Т, К, Х, Ф, С. Гласные буквы.
Чтение. Работа в тетрадях.
Работа в тетрадях. Решение кроссвордов на буквы
гласные и согласные П, Н, М, Т, К, Х, Ф, С.
Повторение. Чтение слогов и слов. Работа в тетрадях на
«Геовизоре», на ковре «Фиолетового леса»
Повторение. Чтение слогов и слов. Работа в тетрадях на
«Геовизоре», на ковре «Фиолетового леса»

2

19
20
21
22
23
24

25

26
27
28
29
30
31
32
34
35
36

2
2
2
2
2
2

2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

10

Перспективное планирование 6 -7 лет
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

12
13
14
15
16

17
18
19
20
21

Тема
Повторение. Слоговой состав слова. Ударный слог.
Ударение
Повторение. Слоговой и звуковой состав слова.
Повторение. Звуковой анализ слов
Звуки и буквы М Звуковой анализ слов. Чтение слогов.
Работа в тетрадях. Решение ребусов и кроссвордов.
Звуки и буквы Н Звуковой анализ слов. Чтение слогов.
Работа в тетрадях
Звуки и буквы Б Звуковой анализ слов. Чтение слогов.
Работа в тетрадях Решение ребусов и кроссвордов.
Звуки и буквы П Звуковой анализ слов. Чтение слогов
Работа в тетрадях. Решение ребусов и кроссвордов.
Звуки и буквы Й Звуковой анализ слов. Чтение слогов
Работа в тетрадях Решение ребусов и кроссвордов.
Звуки и буквы В Звуковой анализ слов. Чтение слогов
Работа в тетрадях Решение ребусов и кроссвордов.
Звуки и буквы Ф Звуковой анализ слов. Чтение слогов
Работа в тетрадях Решение ребусов и кроссвордов.
Повторение. Мягкие и твердые согласные, звонкие и
глухие. Чтение. Работа в тетрадях Решение ребусов и
кроссвордов.
Звуки и буквы Т Звуковой анализ слов. Чтение слогов
Работа в тетрадях Решение ребусов и кроссвордов.
Звуки и буквы Д Звуковой анализ слов. Чтение слогов
Работа в тетрадях Решение ребусов и кроссвордов.
Звуки и буквы К Звуковой анализ слов. Чтение слогов
Работа в тетрадях Решение ребусов и кроссвордов.
Звуки и буквы Г Звуковой анализ слов. Чтение слогов
Работа в тетрадях Решение ребусов и кроссвордов.
Звук и буква Х Звуковой анализ слов. Чтение слогов и
предложений Работа в тетрадях Решение ребусов и
кроссвордов.
Дружные звуки [Й’А]. Чтение книги «Азбука».
Нахождение в словах эти звуки.
Звуки [Й’] и [А]. Буква Я. Работа в тетрадях.
Дружные звуки [Й’О]. Чтение книги «Азбука».
Нахождение в словах эти звуки.
Звуки [Й’О]. Чтение книги «Азбука».
Нахождение в
словах эти звуки. Буква Ё. Работа в тетрадях.
Звук [Й`Э] Чтение книга «Азбука» Стихов со звуком

ЧАСЫ
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
11

22
23
24

25
26
27
28
29

30
31
32

33
34
35
36

[Й`Э].. Работа в тетрадях.
Звук [Й`Э] Буква Е. Чтение книга «Азбука» Стихов со
звуком [Й`Э]. Работа в тетрадях.
Дружные звуки [Й’У]. Чтение книги «Азбука».
Нахождение в словах эти звуки. Работа в тетрадях.
Дружные звуки [Й’У]. Чтение книги «Азбука».
Нахождение в словах эти звуки. Буква Ю. Работа в
тетрадях
Звуки и буквы С-Сь, С Звуковой анализ слов. Чтение
слогов Работа в тетрадях Решение ребусов и кроссвордов.
Звуки и буквы З-Зь, З Звуковой анализ слов. Чтение
слогов Работа в тетрадях Решение ребусов и кроссвордов.
Звуки и буквы З-Зь, З Звуковой анализ слов. Чтение
слогов Работа в тетрадях Решение ребусов и кроссвордов.
Звуки и буквы Ц-Ць, Ц Звуковой анализ слов. Чтение
слогов Работа в тетрадях. Решение ребусов и кроссвордов.
Звук и буква Ш. Решение ребусов и кроссвордов
.Звуковой анализ слов. Чтение слогов и предложений
Работа в тетрадях
Звук и буква Ж Звуковой анализ слов. Чтение слогов
Работа в тетрадях. Решение ребусов и кроссвордов
Звук и буква Ч Звуковой анализ слов. Чтение слогов
Работа в тетрадях Решение ребусов и кроссвордов
Звук и буква Щ Звуковой анализ слов. Чтение слогов и
предложений Работа в тетрадях Решение ребусов и
кроссвордов
Звук и буква Л-Ль, Л Звуковой анализ слов. Чтение
слогов Работа в тетрадях Решение ребусов и кроссвордов
Звук и буква Р-Рь, Р Звуковой анализ слов. Чтение
слогов Работа в тетрадях Решение ребусов и кроссвордов
Чтение предложений. Работа в тетрадях Решение ребусов
и кроссвордов
Ъ и ь З знаки. Чтение предложений. Работа в тетрадях
Решение ребусов и кроссвордов

2
2

2
2
2
2
2

2
2
2

2
2
2
2

12

4. Содержание программы
Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября,
после завершения обследования и продолжается до 1 июня.
Вся индивидуальная коррекционная работа делится условно на несколько
этапов.
I.
Подготовительный этап
Задача – тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и
кропотливой коррекционной работе.
Основные направления на данном этапе:
- формирование интереса к логопедическим занятиям, потребности в них;
- развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в
играх и специальных упражнениях;
- развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной
достаточности для постановки звуков;
- развитие тонкой моторики в процессе систематических тренировок,
пальчиковой гимнастики;
- укрепление физического здоровья, консультации врачей, лечение.
Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки
звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует
максимального внимания логопеда и больших затрат времени.
II.
Формирование произносительных умений и навыков
Задачи:
- устранение дефектного звукопроизношения;
- развитие умений и навыков дифференцировать звуки,
сходные
артикуляционно и акустически;
- формирование практических умений и навыков пользования
исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически
правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе следующие:
1.Постановка звуков в такой последовательности:
- свистящие С, З, Ц, С’, З’;
- шипящий Ш;
- сонор Л;
- шипящий Ж;
- соноры Р, Р';
- шипящие Ч, Щ.
Способ постановки смешанный.
Подготовительные упражнения:
- для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок»,
«Щеточка», «Футбол», «Фокус»;
- для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок»,
«Погреем руки»;
13

- для Р, Р’: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок»,
«Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;
- для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально до
выработки
устойчивого навыка правильного произношения звука изолированно.
2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах
- С, З, Ш, Ж, С', З', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах,
затем в
обратных и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных.
Примечание: звонкие согласные З, Ж, З' не автоматизируются в
обратных слогах.
- Ц, Ч, Щ, Л – наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и
со стечением
согласных.
- Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и
параллельно
вырабатывать вибрацию.
3. Автоматизация звуков в словах проводится по следам
автоматизации в слогах, в
той же последовательности.
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно
вводится и
закрепляется в словах с данным слогом.
4. Автоматизация звуков в предложениях. Каждое отработанное в
произношении
слов немедленно включается в отдельные предложения, затем в
небольшие
рассказы, подбираются потешки, чистоговорки. Стишки с данным
словом.
5. Дифференциация звуков:
- С – З, С – С’, С – Ц, С – Ш;
- Ж – З, Ж – Ш;
- Ч – С', Ч – Т’, Ч – Щ;
- Щ – С', Щ – Т’, Щ – Ч, Щ – Ш;
- Р – Л, Р – Р', Р’ – Л’, Р’ – Й, Л' – Л;
6. Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи,
в игре,
развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде…).
III. Совершенствование фонематического восприятия и навыков
звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией
звукопроизношения.
IV. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти,
мышления на отработанном в произношении материале.
14

V.
VI.

Обогащение словарного запаса, усвоение и закрепление основ
грамматического строя русского языка.
Развитие связной выразительной речи на базе правильно
произносимых звуков.
Лексические и грамматические упражнения.
Нормализация просодической стороны речи.
Обучение рассказыванию.

На индивидуальных занятиях с детьми выполняются:
1. Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной
воздушной струи для правильного произношения звуков).
2. Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие
мышц артикуляционного аппарата).
3. Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики
пальцев рук).
4. Постановка звуков разными способами.
5. Автоматизация звуков в речи.
6. Дифференциация звуков в речи.
План индивидуальных занятий с детьми, имеющими речевые
нарушения
Подготовительные упражнения.
1) Постановка звуков.
2) Автоматизация навыков произношения звуков в слогах.
3) Автоматизация навыков произношения звуков в словах.
4) Автоматизация навыков произношения звуков в словосочетаниях и
предложениях.
5) Автоматизация навыков произношения звуков в связной речи.
Формирование артикуляционной моторики (артикуляционная
гимнастика). Важную роль в формировании звукопроизношения играет
четкая, точная, координированная работа артикуляционных органов,
способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на
другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.
Поэтому первостепенное значение имеют устранение нарушений в работе
артикуляционного аппарата, подготовка его к постановке звуков.
Выработка правильных, полноценных артикуляционных движений,
объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады
различных фонем достигаются двумя путями.
1. Постановкой, затем тщательной отработкой отсутствующих или
нарушенных артикуляционных движений. Это длительная,
кропотливая,
сложная
работа,
требующая
определенного
профессионализма, и выполняется она логопедом с каждым
ребенком индивидуально.
15

2. Систематической артикуляционной гимнастикой, представляющей
собой комплекс правильно выполняемых детьми, отработанных с
логопедом артикуляционных упражнений. Основным названием
артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и
совершенствование артикуляционной моторики.
Указания к проведению артикуляционной гимнастики:
1.Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут
несколько раз в день:
- в детском саду с логопедом во время индивидуальных занятий;
- в детском саду под руководством воспитателя;
- с родителями дома.
2. Выполняется артикуляционная гимнастика стоя или сидя перед зеркалом с
обязательным соблюдением правильной осанки.
3.
Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения
движений.
4. Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо,
но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики
увеличивается.
5.
Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и
расширяется за счет вновь отработанных с логопедом упражнений.
6. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений
возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики
параллельно с увеличением темпа движений.
7. Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под
счет, по музыку, с хлопками и т.д.
Развитие мелкой моторики пальцев рук (пальчиковая
гимнастика).
Исследователями института физиологии детей и подростков установлено,
что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени
сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если
движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие
ребенка в пределах возрастной нормы.
Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором,
стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшение
артикуляционной моторики, подготовки кисти руки к письму и, что не менее
важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры
головного мозга.
Используют следующие виды работы, способствующие развитию мелких
мышц пальцев и кистей рук.
1. Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками, потешками.
16

2. Специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные
в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так
называемая пальчиковая гимнастика.
3. Игры и действия с игрушками и предметами: раскладывание пуговиц,
палочек, зерен, желудей и т.д., нанизывание бус, колечек, пуговиц на
нитку, пришивание, застегивание и расстегивание пуговиц, игры с
мозаикой, строительным материалом и т.д.
4. Изобразительную деятельность: лепку из пластилина и глины,
раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховку, рисование
карандашами и красками различными способами (кистью, тампоном,
пальцем, свечой и т.д.), разнообразную работу с ножницами, поделки
из природного материала и т.д.
5. Использование инновационных технологий: упражнения с массажным
мячом Су-джок, игры с кинетическим песком.
Работа по развитию кистей рук проводится систематически по 3-5 минут
ежедневно в
детском саду и дома:
упражнения для развития мелкой моторики включаются в занятия
логопеда и воспитателей;
- игры с пальчиками – в режимные моменты и прогулки;
- пальчиковая гимнастика проводится в комплексе с артикуляционной
воспитателями в специально отведенное в режиме дня время, а также дома с
родителями.
В начале учебного года дети часто испытывают затруднения в
выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются
постепенно, вначале выполняются пассивно, с помощью логопеда
(индивидуально), а по мере усвоения дети переходят к самостоятельному
выполнению.

17

5. Годовой календарный учебный график
Продолжительность учебного
года
Продолжительность учебного
процесса
Режим работы
Выходные
Каникулы
Педагогическая диагностика
Количество занятий

01.09.2022 – 31.05.2023
45 недель
2 раза в неделю, во второй половине
дня
суббота, воскресенье, праздничные
дни
01.01.2022 – 11.01.2023
01.09.2022 – 15.09.2023
10.05.2023 – 25.05.2023
2 занятия в неделю, 8 занятий в
месяц,
72 занятия в год

В приложении №1 представлен годовой календарный учебный график по
коррекции нарушений звукопроизношения у детей. Основными задачами
которого являются формирование фонетической системы языка, развитие
фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа
и синтеза, автоматизация слухо – произносительных умений и навыков в
различных ситуациях, развитие связной речи.
График раскрывает содержание коррекционных технологий, которые
позволяют
обеспечить
развивающее
обучение,
всестороннее
совершенствование интеллектуально-волевых качеств, дают возможность
сформировать психические процессы и такие личностные качества, как
любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность. В
основе комплексного планирования лежат принципы систематичности и
взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности,
постепенности, концентрического наращивания информации, что позволяет
ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, обеспечивает
его поступательное развитие.
Продумано оптимальное сочетание индивидуальной и совместной
деятельности, сбалансировано чередование специально организованной
образовательной деятельности и нерегламентированной деятельности, что
позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.

18

6. Организационно – педагогические условия реализации программы
1половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт,
оформление документации.
С середины сентября – работа по коррекции звукопроизношения.
С мая – экспресс – обследование речи детей + связная речь.
Реализация целей осуществляется в процессе разнообразных видов
деятельности: познавательной, игровой, творческой, коммуникативной.
Представлен обобщенный вариант индивидуальной коррекционной работы с
ребенком, включающий:
- индивидуальный план коррекционной работы с ребенком на учебный год;
- артикуляционную гимнастику;
- гимнастику для развития мелкой моторики пальцев рук;
- работа с семьями детей по коррекции образовательной программы;
- работа с воспитателями.
Коррекционная работа состоит из серии специальных организованных
занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и
индивидуальных особенностей. Объем работы занятий (индивидуальные) – 2
занятия в неделю. Обязательным элементом каждого занятия являются
артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательная
гимнастика.
Такая форма организации занятий позволяет логопеду уделить каждому
воспитаннику максимальное внимание, помочь при затруднениях. Методики
обучения развивающие.
Образовательная нагрузка рассчитана на 1 год, без учета новогодних каникул
и трехлетних месяцев.
Форма работы (организации) – индивидуальная. Продолжительность
индивидуальных занятий определяется возрастом и индивидуально
психофизическими особенностями детей (средний возраст – 20 минут,
старший возраст – 25 минут) - 2 раза в неделю. Занятия с детьми проводятся
во второй половине дня. Выпуск детей проводится в течение всего учебного
года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического
обучения отмечаются в речевой карте ребенка.
В работе используются методы:
практические, наглядные и словесные. Выбор и использование методов
определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и
задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы,
возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и
др. На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения
правильными речевыми навыками обеспечивается оптимально удачным
подбором соответствующей группы методов.
Практические методы: упражнения, игры и моделирование.
19

Упражнения эффективны при устранении артикуляторных и голосовых
расстройств.
Они подразделяются на подражательно - исполнительские (дыхательные,
голосовые, артикуляторные; развивающие общую, ручную моторику);
конструктивные (конструирование букв из элементов, реконструирование
букв); творческие, предполагающие использование усвоенных способов в
новых условиях, на новом речевом материале.
Используются речевые упражнения (повторение слов с поставленным
звуком и др.), игровые упражнения (имитация действия, повадок
животных), которые снимают у детей напряжение, создают эмоциональноположительный настрой.
При
выполнении
упражнений
необходимо
соблюдение
следующих условий:
— осознание ребенком цели упражнения;
— систематичность, которая реализуется в многократном повторении;
— постепенное усложнение условий с учетом этапа коррекции возрастных
и индивидуально-психологических особенностей ребенка;
— осознанное выполнение практических и речевых действий;
— самостоятельное выполнение, особенно на заключительном этапе
коррекции;
— дифференцированный подход к анализу и оценке выполнения.
Игровой метод предполагает использование различных компонентов
игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом,
пояснениями, указаниями, вопросами. Ведущая роль принадлежит
педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями
и задачами коррекции, распределяет роли, организует деятельность детей.
Моделирование — это процесс создания моделей и их использование в
целях формирования представлений о структуре объектов, отношениях и
связях между их элементами (графические схемы структуры предложения,
слогового и звукового состава слова).
Наглядные методы: наблюдение, рассматривание рисунков, картин,
макетов, прослушивание аудиозаписей, а также показ образца выполнения
задания, способа действия, которые в ряде случаев выступают в качестве
самостоятельных методов.
Наблюдение связано с применением картин, рисунков, профилей
артикуляции, макетов. Наглядные средства соответствуют следующим
требованиям: быть хорошо видны детям; подбираться с учетом возрастных
и индивидуально-психологических особенностей ребенка; отвечать
задачам логопедической работы на данном этапе коррекции;
сопровождаться точной и конкретной речью.
Пособия могут использоваться с различными целями: для коррекции
нарушений сенсорной сферы; для развития фонематического восприятия;
развития звукового анализа и синтеза; для закрепления правильного
20

произношения звука, для развития лексико-грамматического строя речи;
совершенствования связной речи.
Словесные методы: рассказ, беседа, чтение.
Рассказ
воздействие на мышление ребенка, воображение, чувства,
побуждает к речевому общению, обмену впечатлениями. Используется
также пересказ сказок, литературных произведений.
Беседа может быть предварительной и итоговой, обобщающей.
Использование беседы соответствует следующим условиям:
— опираться на достаточный объем представлений, уровень речевых
умений и навыков, находиться в «зоне ближайшего развития» ребенка;
— учитывать особенности мышления ребенка;
— вопросы должны быть ясными, четкими, требующими однозначного
ответа;
— необходимо активизировать мыслительную деятельность детей
разнообразными приемами;
— характер проведения беседы должен соответствовать целям и задачам
коррекционной работы.
В процессе логопедического воздействия используются также
разнообразные словесные приемы: пояснение, объяснение, педагогическая
оценка.
Пояснение и объяснение включаются в наглядные и практические методы.
Педагогическая оценка результата выполнения задания, способа и хода его
выполнения способствует повышению эффективности процесса
коррекции, стимулирует и активизирует деятельность ребенка, помогает
формированию самоконтроля и самооценки. При оценке деятельности
ребенка необходимо учитывать его возрастные и индивидуальнопсихологические особенности.
Таким образом, выбор адекватных средств и методов логопедического
воздействия определяет перспективу процесса устранения дефектов
произношения.
Оценка эффективности осуществляется с помощью достижения детей,
результатов Программы. Осуществляется путем наблюдений, бесед,
экспериментальных оценок, тестирования, диагностики речи и др.
Данная программа доступна к применению в детском саду. С ее помощью у
дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка,
разовьется фонематическое восприятие, навыки звуко – слогового анализа и
синтеза, автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки,
сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых
звуков.

21

7. Планируемые результаты.
Показателем работы учителя-логопеда в детском саду является состояние
звукопроизношения детей. Выпуск детей проводится в течение всего
коррекционно-развивающего периода по мере устранения у них дефектов
речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте
ребенка. Списки детей - выпускников оформляются протоколом.
Дети должны научиться:
- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических
позициях и формах речи;
- четко дифференцировать все изучаемые звуки;
- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука
в слове;
- различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук»,
«звонкий звук», «слог», «предложение на практическом уровне»;
- производить элементарный звуковой анализ и синтез;
- составлять рассказ, пересказ;
- владеть коммуникативными умениями и навыками.

22

8. Оценочные и методические материалы.
8.1.Формы контроля.
На логопедических занятиях по исправлению звукопроизношения
необходимо соблюдать фонетический режим (систематический контроль за
произношением ребенка со стороны взрослых).
Все ошибки, которые ребенок допускает в речи, должны быть обязательно
исправлены.
Если ребенок может воспроизвести звук правильно, то взрослый добивается
от ребенка адекватного произнесения.
Контроль за произношением проявляется в следующих формах:
- установка перед ответом («Говори правильно!», «Говори четко!», «Говори
без ошибок!», «Говори хорошо!»;
- одобрение («Хорошо!», «Говорил правильно и четко!», «Молодец!»);
- замечание, если ребенок говорит небрежно, хуже своих речевых
возможностей; при этом дается образец правильной речи («Послушай, как
надо!», «Повтори так же»).
А так же применяются такие формы контроля, как:
- наблюдение;
- беседа;
- диагностика;
- мониторинги;
- заполнение экспертных листов.

23

8.2.Критерии отслеживания усвоения программы.
Оценка эффективности осуществляется с помощью достижения детей,
результатов программы. Осуществляется путем наблюдений, бесед,
диагностики речи и др.
Для проведения обследования произношения используется «Альбом для
логопеда» Иншаковой О.Б. Для проведения обследования произношения в
альбоме подобраны иллюстрации с теми звуками речи, которые чаще всего
бывают нарушенными у детей (С, С`, З, З`, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Р`, Л, Л`).
Подбор материала обследования проводился в соответствии с
существующими методиками известных авторов Ф.Ф. Рау, М.Ф. Фомичёвой.
Для исследования каждого из перечисленных звуков, который обозначен в
правом верхнем углу соответствующей ему буквой, в альбоме отводится по
одной странице, иллюстративный материал располагается в два ряда.
В верхнем ряду находятся картинки для обследования звука, стоящего в
различных позициях: начале, середине и конце слова. В основном это слова с
наиболее простой слоговой структурой и знакомы детям. В нижнем ряду –
картинки, в которых тот же звук может находится в слове с более сложной
слоговой структурой, или в стечении согласных, либо повторяется в слове
два раза. В названиях картинок второго ряда допускается наличие сложных
для произношения звуков, например: Р. Л, Ш и т.д., так как не всегда можно
подобрать слова в которых названные звуки бы отсутствовали.
При подборе материала для обследования звукопроизношения
предпочтение отдавалось словам наиболее знакомым детям, где
отсутствовали:
1)Звуки той фонетической группы, к которой принадлежал обследуемый
звук.
2) Другие звуки, которые чаще всего бывают нарушены в речи детей.
Задание 1.1. «Назови слово» (слова со звуком [C]).
Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова
со звуком [C].
Материал: Иллюстрации: собака, сумка, усы, автобус, нос, снеговик.
Методика проведения.
Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед
внимательно смотрит, как ребёнок произносит данный звук.
Оценка результатов.
- Язык у ребёнка находится за нижними зубами. Слышится чёткий и
правильный звук [C] в начале, середине и конце слова. Звук есть – 3 балла.
- Язык у ребёнка находится за нижними зубами. Ребёнок хорошо
проговаривает звуки только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в
середине слова. А звук в конце слова отсутствует). Значит звук [C]
неавтоматизирован. – 2 балла.
24

- Ребёнок заменяет звук [C] на другие звуки (например, на звук [C`] или
на звук [Ш]). Неправильное положение языка. Значит звук [C] отсутствует и
необходима его постановка. – 1 балл.
Задание 1.2. « Назови слово» (слова со звуком [C`]).
Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова
со звуком [C`].
Материал: Иллюстрации: сеть, семь, синий, письма, гусь, апельсин.
Методика проведения.
Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед
внимательно смотрит, как ребёнок произносит данный звук.
Оценка результатов.
- Язык у ребёнка находится за нижними зубами. Слышится чёткий и
правильный звук [C`] в начале, середине и конце слова. Звук есть – 3 балла.
- Язык у ребёнка находится за нижними зубами. Ребёнок хорошо
проговаривает звуки только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в
середине слова. А звук в конце слова отсутствует). Значит звук [C`]
неавтоматизирован. – 2 балла.
- Ребёнок заменяет звук [C`] на другие звуки (например, на звук [C] или
на звук [Ш]). Неправильное положение языка. Значит звук [C`] отсутствует
и необходима его постановка. – 1 балл.
Задание 1.3. «Назови слово» (слова со звуком [З]).
Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова
со звуком [З].
Материал: Иллюстрации: зубы, замок, коза, ваза, зонт, звезда.
Методика проведения.
Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед
внимательно смотрит, как ребёнок произносит данный звук.
Оценка результатов.
- Язык у ребёнка находится за нижними зубами. Слышится чёткий и
правильный звук [З] в начале, середине и конце слова. Звук есть – 3 балла.
- Язык у ребёнка находится за нижними зубами. Ребёнок хорошо
проговаривает звуки только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в
середине слова. А звук в конце слова отсутствует). Значит звук [З]
неавтоматизирован. – 2 балла.
- Ребёнок заменяет звук [З] на другие звуки (например, на звук [З`] или
на звук [Ж]). Неправильное положение языка. Значит звук [З] отсутствует и
необходима его постановка. – 1 балл.
Задание 1.4. «Назови слово» (слова со звуком [З`]).
Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова
со звуком [З`].
Материал: Иллюстрации: узел, зелёный, газета, зебра, обезьяна, земляника.
25

Методика проведения.
Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед
внимательно смотрит, как ребёнок произносит данный звук.
Оценка результатов.
- Язык у ребёнка находится за нижними зубами. Слышится чёткий и
правильный звук [З`] в начале, середине и конце слова. Звук есть – 3 балла.
- Язык у ребёнка находится за нижними зубами. Ребёнок хорошо
проговаривает звуки только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в
середине слова. А звук в конце слова отсутствует). Значит звук [З`]
неавтоматизирован. – 2 балла.
- Ребёнок заменяет звук [З`] на другие звуки (например, на звук [З] или
на звук [Ж]). Неправильное положение языка. Значит звук [З`] отсутствует и
необходима его постановка. – 1 балл.
Задание 1.5. «Назови слово» (слова со звуком [Ц]).
Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова
со звуком [Ц].
Материал: Иллюстрации: цепочка, цветы, яйцо, пуговица, огурец, индеец.
Методика проведения.
Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед
внимательно смотрит, как ребёнок произносит данный звук.
Оценка результатов.
- Язык у ребёнка находится за нижними зубами. Слышится чёткий и
правильный звук [Ц] в начале, середине и конце слова. Звук есть – 3 балла.
- Язык у ребёнка находится за нижними зубами. Ребёнок хорошо
проговаривает звуки только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в
середине слова. А звук в конце слова отсутствует). Значит звук [Ц]
неавтоматизирован. – 2 балла.
- Ребёнок заменяет звук [Ц] на другие звуки (например, на звук [Т`]).
Неправильное положение языка. Значит звук [Ц] отсутствует и необходима
его постановка. – 1 балл.
Задание 1.6. «Назови слово» (слова со звуком [Ш] ).
Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова
со звуком [Ш].
Материал: Иллюстрации: шапка, шахматы, машина, мешок, душ, шишка.
Методика проведения.
Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед
внимательно смотрит, как ребёнок произносит данный звук.
Оценка результатов.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Слышится чёткий и
правильный звук [Ш] в начале, середине и конце слова. Звук есть – 3 балла.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Ребёнок хорошо
проговаривает звуки только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в
26

середине слова. А звук в конце слова отсутствует). Значит звук [Ш]
неавтоматизирован. – 2 балла.
- Ребёнок заменяет звук [Ш] на другие звуки (например, на звук [С`] или на
звуки [С], [Ж]). Неправильное положение языка. Значит звук [Ш]
отсутствует и необходима его постановка. – 1 балл.
Задание 1.7. «Назови слово» (слова со звуком [Ж] ).
Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова
со звуком [Ж].
Материал: Иллюстрации: жук, ежи, жёлудь, ножницы, ножи, жираф.
Методика проведения.
Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед
внимательно смотрит, как ребёнок произносит данный звук.
Оценка результатов.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Слышится чёткий и
правильный звук [Ж] в начале, середине и конце слова. Звук есть – 3 балла.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Ребёнок хорошо
проговаривает звуки только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в
середине слова. А звук в конце слова отсутствует). Значит звук [Ж]
неавтоматизирован. – 2 балла.
- Ребёнок заменяет звук [Ж] на другие звуки (например, на звук [З`] или на
звуки [З], [Ш]. Неправильное положение языка. Значит звук [Ж] отсутствует
и необходима его постановка. – 1 балл.
Задание 1.8. «Назови ласково». ( слова со звуком [Ч] ).
Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова
со звуком [Ч].
Материал: Иллюстрации: чайник, чемодан, мяч, ключ, очки, бабочка.
Методика проведения.
Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед
внимательно смотрит, как ребёнок произносит данный звук.
Оценка результатов.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Слышится чёткий и
правильный звук [Ч] в начале, середине и конце слова. Звук есть – 3 балла.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Ребёнок хорошо
проговаривает звуки только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в
середине слова. А звук в конце слова отсутствует). Значит звук [Ч]
неавтоматизирован. – 2 балла.
- Ребёнок заменяет звук [Ч] на другие звуки (например, на звук [Т`]).
Неправильное положение языка. Значит звук [Ч] отсутствует и необходима
его постановка. – 1 балл.
Задание 1.9. «Назови ласково». (слова со звуком [Щ] ).
Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова
со звуком [Ч].
Материал: Иллюстрации: щётка, щука, ящик, овощи, плащ, щепки.
Методика проведения.
27

Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед
внимательно смотрит, как ребёнок произносит данный звук.
Оценка результатов.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Слышится чёткий и
правильный звук [Щ] в начале, середине и конце слова. Звук есть – 3 балла.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Ребёнок хорошо
проговаривает звуки только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в
середине слова. А звук в конце слова отсутствует). Значит звук [Щ]
неавтоматизирован. – 2 балла.
- Ребёнок заменяет звук [Щ] на другие звуки (например, на звук [С`]).
Неправильное положение языка. Значит звук [Щ] отсутствует и необходима
его постановка. – 1 балл.
Задание 1.10. «Назови ласково» (слова со звуком [Л] ).
Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова
со звуком [Л].
Материал: Иллюстрации: лук, лампа, пила, молоток, дятел, белка.
Методика проведения.
Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед
внимательно смотрит, как ребёнок произносит данный звук.
Оценка результатов.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Слышится чёткий и
правильный звук [Л] в начале, середине и конце слова. Звук есть – 3 балла.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Ребёнок хорошо
проговаривает звуки только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в
середине слова. А звук в конце слова отсутствует). Значит звук [Л]
неавтоматизирован – 2 балла.
- Ребёнок заменяет звук [Л] на другие звуки (например, на гласные звуки).
Неправильное положение языка. Значит звук [Л] отсутствует и необходима
его постановка. – 1 балл.
Задание 1.11. «Назови ласково» (слова со звуком [Л`] ).
Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова
со звуком [Л`].
Материал: Иллюстрации: лейка, лев, лимон, телефон, улитка, пальто.
Методика проведения.
Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед
внимательно смотрит, как ребёнок произносит данный звук.
Оценка результатов.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Слышится чёткий и
правильный звук [Л`] в начале, середине и конце слова. Звук есть – 3 балла.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Ребёнок хорошо
проговаривает звуки только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в
середине слова. А звук в конце слова отсутствует). Значит звук [Л`]
неавтоматизирован – 2 балла.
28

- Ребёнок заменяет звук [Л`] на другие звуки (например, на гласные звуки).
Неправильное положение языка. Значит звук [Л`] отсутствует и необходима
его постановка. – 1 балл.
Задание 1.12. « Назови ласково» (слова со звуком [Р] ).
Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова
со звуком [Р].
Материал: Иллюстрации: рыба, ведро, корова, помидор, топор, трактор.
Методика проведения.
Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед
внимательно смотрит, как ребёнок произносит данный звук.
Оценка результатов.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Слышится чёткий и
правильный звук [Р] в начале, середине и конце слова. Звук есть – 3 балла.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Ребёнок хорошо
проговаривает звуки только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в
середине слова. А звук в конце слова отсутствует). Значит звук [Р]
неавтоматизирован – 2 балла.
- Ребёнок заменяет звук [Р] на другие звуки (например, на гласные звуки
или на звук[Л]). Неправильное положение языка. Горловое произношение
звука. Значит звук [Р] отсутствует и необходима его постановка. – 1 балл.
Задание 1.13. «Назови ласково» (слова со звуком [Р`] ).
Цель: Выявление умения ребёнка правильно и без дефекта произносить слова
со звуком [Р`].
Материал: Иллюстрации: репка, ремень, фонари, верёвка, дверь, брюки.
Методика проведения.
Ребёнку показывают картинки. Просят их назвать поочерёдно. Логопед
внимательно смотрит, как ребёнок произносит данный звук.
Оценка результатов.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Слышится чёткий и
правильный звук [Р`] в начале, середине и конце слова. Звук есть – 3 балла.
- Язык у ребёнка находится за верхними зубами. Ребёнок хорошо
проговаривает звуки только в 1 или в 2 позициях (например, в начале и в
середине слова. А звук в конце слова отсутствует). Значит звук [Р`]
неавтоматизирован. – 2 балла.
- Ребёнок заменяет звук [Р`] на другие звуки (например, на гласные звуки
или на звук[Л]). Неправильное положение языка. Горловое произношение
звука. Значит звук [Р`] отсутствует и необходима его постановка. – 1 балл.

29

8.3.Условия реализации программы
Развивающая предметно-пространственная среда в кабинете учителя логопеда обеспечивает максимальную реализацию образовательного
потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для
развития детей в соответствии с особенностями и потребностями каждого
ребенка, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции
недостатков их развития.
Предполагает наличие необходимых условий для занятий:
- логопедического кабинета;
- методических пособий;
- дидактического материала;
- материально-техническое обеспечение;
- программно-методическое обеспечение коррекционно-образовательного
процесса;
- информационно-методическое обеспечение.
Игры и методические пособия:
1. Наборы карточек по темам 5 шт.
2. Настольный театр 2 шт.
3. Предметные картинки 20 шт.
4. Серии картинок для составления рассказов 2 шт.
5. Книги – иллюстрации 3 шт.
6. Волшебный словарик «Волшебный цветок» 1 шт.
7. Карточки на ЗАС 5 шт.
8. Сюжетные картинки 6 шт.
9. Массажные мячи 4 шт.
10. Деревянные игрушки 7 шт.
Обеспечение систематических занятий:
- календарно-тематическое планирование;
- последовательное выполнение всех задач.
Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями:
Для того чтобы устранить речевые нарушения и сформировать базу для
речевого развития, необходимо взаимодействие всех участников
педагогического процесса, т.е. комплексный подход, где ведущая и
координирующая роль принадлежит учителю – логопеду.

30

Разграничение функций и обязанностей учителя-логопеда и воспитателя в
процессе коррекции звукопроизношения
Цель логопеда
Цель воспитателя
Формирование произносительных - Активно участвует в коррекционной
умений и навыков:
работе.
- Устранение дефектного
- Систематически контролирует и
произношения; - Развитие
исправляет речь детей.
умений и навыков
- Автоматизирует поставленные звуки
дифференцировать звуки,
в слогах, словах, фразах,
сходные артикуляционно и
предложениях, текстах.
акустически;
- Формирование практических
умений и навыков пользования
(фонетически чистой, лексически
развитой, грамматически
правильной) речью
Задача – тщательная и
всестороння подготовка к
длительной и кропотливой
работе:
- Вызвать интерес к
логопедическим занятиям;
- Развивать слуховое внимание,
память, фонематического
восприятия в играх специальных
упражнениях;
- Формировать и развитие
артикуляционной моторики до
уровня минимальной
достаточности для постановки
звуков;
- Развивать, в процессе
систематических упражнений и
овладение комплексом
пальчиковой гимнастики, мелкую
моторику рук.
Подготовительный этап
Учитель-логопед в зависимости Воспитатель в игровой предложенной
от характера нарушений звука учителем-логопедом форме закрепляет
вырабатывает
и
тренирует у детей движения и положения органов
движения
органов артикуляционного аппарата.
артикуляционного аппарата.
31

Этап постановки звука
Учитель-логопед ставит звуки, Воспитатель закрепляет произнесение
предварительно
отрабатывая поставленного
звука.
Фиксирует
артикуляционный уклад нужного внимание ребенка на его звучании и
звука. Использует специальные артикуляции,
используя
картинки
приемы и отработанные на символы артикуляционных профилей и
предыдущем этапе движения звукоподражания.
Материал
для
органов
артикуляционного закрепления предоставляет логопед
аппарата. Постановка звуков «Папка для вечерних логопедических
(способ постановки смешанный) занятий» (индивидуально с каждым
ребенком).
Этап автоматизации звука (первичная дифференциация звука)
Учитель-логопед автоматизирует поставленные звуки, первично
дифференцирует их на слух в произношении. Последовательно вводит его
в речь.
Учитель-логопед и воспитатель автоматизируют звуки в словах.
Проводится по следам автоматизации в слогах в той же
последовательности. По мере овладения произношением каждого слога он
немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом.
Автоматизируют звуки в предложениях, в спонтанной речи. Каждое
отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные
предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки,
чистоговорки, стишки с данным словом. Дифференцируют на слух и в
произношении, используя речевой материал, рекомендуемый логопедом.
Образовательная деятельность воспитателя по заданию учителя логопеда:
- Развивать слуховое внимание, память, фонематического восприятия в играх
специальных упражнениях.
Формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня
минимальной достаточности для постановки звуков.
- Развивать мелкую моторику рук, в процессе систематических упражнений
и овладение комплексом пальчиковой гимнастики.
- Закрепление поставленного звука контроль речи ребенка, с целью
избегания дефектного произношения.
Развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные
артикуляционно и акустически.
- Заучивание специально подобранного логопедом стихотворного материала,
повторение слогов, слов, предложений, рассказов и текстов на изучаемый
звук.
- Формирование практических умений и навыков пользования (фонетически
чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

32

- особенности взаимодействия учителя-логопеда с родителями:
После проведения логопедического обследования логопед предоставляет
родителям (или лицами их заменяющими) полную и подробную информацию
о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребенка. Далее учительлогопед подробно разъясняет индивидуальную коррекционно-развивающую
программу, предназначенную для занятий с ребенком и делает акцент на
необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и
родителей.
Программа предусматривает:
- активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в
детском саде (открытые занятия, обучающие занятия-практикумы,
подгрупповые и индивидуальные консультации, праздники, в том числе
логопедические, родительские собрания и т.д.);
- помощь ребенку в выполнении заданий, в оформлении логопедической
тетради, дидактического материала для занятий дома;
- игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка,
систематические занятия с ребенком дома по закреплению изучаемого на
логопедических занятиях материала, по автоматизации поставленных звуков
и введению их в речь;
- создание положительного эмоционального настроя на логопедические
занятия, формирование интереса ребенка к собственной речи и желания
научиться говорить правильно.
В работе с детьми опираемся на методические подходы развивающего
обучения:
- необычное начало занятия;
- присутствие на занятии «духа открытия»;
- удержание взрослым паузы для «включения мыслительных процессов
детей»;
- предусмотреть при подготовке к проведению занятия вариативности
ответов детей;
- не оставление без внимания ни одного ответа;
- развитие речи в любых формах деятельности;
- учет возможностей и терпимое отношение к затруднениям детей;
- обучение видению многовариативности выполнения задания;
- поддержка у детей ощущения успешности.
В кабинете используются альбом для обследования речи, дидактические
игры для развития фонематического восприятия, дидактические пособия
артикуляционной и пальчиковой гимнастики, наглядные пособия ,
дидактические игрушки, зеркала и т.д.

33

8.4.Воспитательная работа.
Включает в себя задачи:
- Повышение речевой активности детей;
- Формирование навыков культурного общения;
- Формирование навыков сотрудничества;
- Развитие умения подчинять свои действия инструкциям;
- Формирование личностных качеств, как:
доброжелательность, любознательность, инициативность, ответственность,
самостоятельность.

34

9.Используемые источники.
1. Волкова, Л.С. и др. Логопедия.: 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманитар.
изд. центр ВЛАДОС, 2009. 703 с.
2. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – М.: Владос, 2003739 с.
3. Нищева, Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы для детей с
ОНР.
4. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа обучения и воспитания детей с
фонетико-фонематическим недоразвитием. – М.: МРОПИ: 1993.
5. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа логопедической работы по
преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей.
5. Жукова, Н.С. Уроки логопеда: Исправление нарушений речи / Н.С.
Жукова. – М.: Эксмо, 2012. – 120 с.
7. Косинова, Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи / Е.М. Косинова.
– М: Эксмо: ОЛИСС, 2011. – 192
8. Бочкарева, О.И. Логопедия. Старшая группа. Разработки занятий / О.И.
Бочкарева. – Волгоград: ИДТ «Корифей». – 128 с.
9. Воробьева, Т.А., Крупенчук, О.И. Логопедические упражнения:
Артикуляционная гимнастика / Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. – СПб.:
Издательский Дом «Литера», 2012. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
10. Крупенчук, О.И., Воробьева, Т.А. Исправляем произношение:
Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств / О.И.
Крупенчук, Т.А. Воробьева. – СПб.:Изд. дом «Литера», 2010. – 96 с.: ил. –
(Серия «Уроки логопеда»).
11. Крупенчук. О.И. пальчиковые игры. / О.И. Крупенчук. – СПб.: Изд. дом
«Литера», 2012. – 32 с.: ил. – (серия «Уроки логопеда»).
12. Матросова, Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми
дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Т.А. Матросова. – М.:
СФЕРА, 2005. – 112 с.

35


Наверх

Консультации для родителей в летний период

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».