20.10.2020
Развитие мелкой моторики
у детей дошкольного возраста
Начинать работу по
развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному
младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика),
воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В
раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения,
сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных
навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать
шнурки и т. д.
И, конечно, в старшем
дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений
руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Мелкая моторика - одна
из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением
предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом,
речью ребенка. Формирование же
двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе
взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем
точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях,
регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и
вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от
плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не
требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно
овладевать разными движениями запястья.
Какие же упражнения
помогут ребенку усовершенствовать свои навыки?
Пальчиковая гимнастика
«Пальчиковые игры» - это
инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие
игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в
понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Дети старше 5 лет могут
оформить игры разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами
и т. д.
Рекомендуется
использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно (ведь
в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца),
необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и растяжки. Движения
пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная
тренировка не дает эффекта.
Необходимо помнить,
что пальчиковый тренинг применяется как средство, повышающее тонус коры головного
мозга, и соблюдать осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной
готовностью. Пальчиковый тренинг включает упражнения: статические (удержание
приданной пальцам определенной позы), динамические (развитие подвижности
пальцев, переключения с одной позиции на другую), расслабляющие (нормализующие
мышечный тонус) и др. Однако, зачастую непродуманное искусственное
использование этих упражнений не вызывает у детей интереса к ним и не дает
достаточного корригирующего эффекта. Эффективность занятий, интерес детей к ним
можно повысить, если упражнения пальцевой гимнастики проводить во время чтения
детям стишков, сказок, рассказов, работы с ними над потешками, прибаутками,
любым речевым материалом. Слушая его, дети одновременно вместе со взрослым “инсценируют”
содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и изображений
персонажей, их действий и др. Разучиваемые на таких занятиях пальцевые движения
дети включают в дальнейшем в самостоятельные игры-инсценировки, совершенствуя
двигательные навыки пальцев рук. Для разностороннего, гармоничного развития
двигательных функций кисти руки необходима тренировка трех типов составляющих:
сжатия, растяжения, расслабления - следуя медицинской терминологии - сочетание
попеременного сокращения и расслабления флексоров - мышц-сгибателей и
экстензоров - мышц-разгибателей.
Для получения
максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким
образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также
использовались изолированные движения каждого из пальцев.
Продолжительность
пальчикового тренинга зависит от возраста детей (младший возраст до
трех-четырех лет), рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, в среднем и
старшем дошкольном возрасте - 10-15 минут в день). Часть упражнений, в которых
использовалась поверхность стола, выполняются сидя за столом. Таким образом,
пальчиковые упражнения, при умелом их включении в контекст различных занятий и
домашних дел, могут способствовать развитию у детей элементов их двигательного
поведения, обусловленного игровой, бытовой или учебной ситуацией.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.10.2020
Дата обновления: 28.04.2022
Дата публикации: 20.10.2020
Комментарии0
Новый комментарий