19.02.2021
Гипертимный
(сверхактивный) тип акцентуации выражается в постоянном повышенном настроении и
тонусе, неудержимой активности и жажде общения.
Особенности детей
гипетримного типа
1. Склонны
разбрасываться и не доводить начатое до конца. Легко меняют свои увлечения,
проявляют авантюристичность, ненадежность.
2.Плохо переносят однообразную обстановку, монотонный труд или дела, где необходимы усидчивость и терпение, безделье.
3. Негативное
отношение к одиночеству и ограниченности контактов, дети очень общительные
иногда даже бестактные.
4. Энергичность,
активная жизненная позиция, обычно хорошее настроение мало зависит от
обстановки.
5. Очень физически активные и подвижные дети.
6. Острый и пытливый
ум, желание свободы и самостоятельности.
7. Они быстро могут
сориентироваться в новой среде, легко находят новых знакомых.
Гиперактивные дети часто характеризуются, как не умеющие себя вести или слишком темпераментные. Они крайне нетерпеливы, спорят, шумят, кричат, что нередко заканчивается вспышками сильного раздражения. Во время игр их энергия бьет через край, и поэтому сами игры приобретают разрушительный характер. Они неаккуратны, часто бросают, ломают вещи или игрушки, непослушны, плохо подчиняются требованиям взрослых, могут проявлять агрессивность по отношению к окружающим. Многие гиперактивные дети отстают от сверстников в развитии речи.
Гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат
плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который
может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Проблему
гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными
указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические
проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинарные меры
воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не
приведут к улучшению поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его. Эффективные
результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются
при оптимальном сочетании медикаментозных и медикаментозных методов, к
которым относятся психологические и нейропсихологические коррекционные
программы.
Причины возникновения гиперактивности:
Любые проблемы во время беременности и родов, которые
сопровождаются внутриутробной гипоксией (нехваткой кислорода). Речь идет об
угрозе выкидыша, асфиксии, использовании во время родов вспомогательных
средств (например, щипцов), стремительных либо, наоборот, длительных
травматичных родах, курении во время беременности.
·
Инфекции и
интоксикации в первые годы жизни малыша тоже могут обернуться гиперактивностью.
·
Существует также
и генетическая предрасположенность.
·
Минимальная
мозговая дисфункция (ММД) минимальными поражениями нервной системы.
·
Ошибки воспитания
или определенная незрелость.
Рекомендации для родителей и педагогов:
1. Изменение поведения взрослого и его
отношения к ребенку.
§ Проявляйте достаточно твердости и последовательности в
воспитании. Следите за своей речью, говорите всегда медленно, спокойным
голосом. Старайтесь, по возможности держать свои эмоции в охлажденном
состоянии, укрепляя нервы для того, чтобы выдержать ожидаемые эксцессы.
§ В своих отношениях с ребенком старайтесь
придерживаться "позитивной модели". Хвалите его в каждом случае,
когда он этого заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Помните,
что Гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к
малейшей похвале.
§ Не давайте ребенку категорических указаний. Избегайте
непрерывного отрицательного реагирования. Чаще говорите "да",
избегайте слов "нет", "нельзя", "прекрати".
§ Стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании
и доверии.
§ Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных
требований к ребенку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его
способностям.
§ Реагируйте на действия ребенка неожиданным способом
(пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате
одного и т.д.).
§ Не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно
принес извинение за проступок.
§ Помните! Ваше спокойствие - лучший пример для ребенка.
2. Изменение психологического микроклимата в
семье.
§ Уделяйте ребенку достаточно внимания.
§ Проводите досуг всей семьей.
§ Не допускайте ссор в присутствии ребенка.
3. Организация режима дня и места для занятий.
§ Установите очень четкое расписание повседневных дел.
Составьте распорядок дня, в котором определите время утреннего подъема, часы
для еды, игры и т.д. Следуя этому расписанию, проявляйте гибкость и упорство,
т.к. ребенок все равно будет его нарушать.
§ Постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее
часть, которая будет собственной, особой территорией. Избегайте при этом ярких
цветов и сложных композиций в оформлении этой комнаты. Поставьте рабочий стол
так, чтобы ребенок видел перед собой гладкую пустую стену, на которой ничто
его не отвлекает. Очень хорошо организовать в его комнате спортивный уголок.
§ Учите ребенка выполнять новые или сложные задания,
используя для этого сочетание практических действий с коротким, ясным
объяснением в спокойном тоне. Повторяйте эти уроки. Проявляйте терпение, т.к.
для закрепления различных навыков и умений ребенку с повышенной активностью
требуется больше времени, чем для здоровых детей. Предлагайте
ребенку не больше одного дела одновременно.
Избегайте по возможности
больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывают на
ребенка чрезмерно возбуждающее действие.
§ Оберегайте ребенка от переутомления, т.к. оно
приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности. Не
позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора или у компьютера.
§ Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостаток сна
ведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля.
4. Специальная
поведенческая программа.
§ Придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо
выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать
балльную или знаковую систему вознаграждения. Заведите дневник самоконтроля и
отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи дома и в школе.
§ Не прибегайте к физическому наказанию. Ваши отношения
с ребенком должны основываться на доверии, а не на страхе.
§ Определите для ребенка круг обязанностей, которые
имеют существенное значение для его развития. Задания должны быть в пределах
его возможностей, а исполнение обязанностей следует держать под постоянным
наблюдением и контролем.
§ Воспитывайте в ребенке навыки самоуправления гневом и
агрессией. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя.
Перед тем, как что - то сделать, пусть посчитает от 1 до 10.
§ Старайтесь расшифровать сигналы, предупреждающие
возможности взрыва в поведении ребенка. Спокойно вмешивайтесь в ситуацию,
чтобы избежать неприятностей. Постарайтесь отвлечь его и спокойно обсудить
возникшую конфликтную ситуацию.
§ Ограничивайте число товарищей по играм одним, самое
большое двумя детьми одновременно. Лучше всего приглашать детей к себе в дом,
т.к. здесь вы можете обеспечить контроль за ситуацией.
§ Не нужно принуждать таких детей читать, писать,
заниматься раскрасками. Имеется в виду - прямо заставлять. А вот создавать косвенные
условия для такой деятельности важно.
§ Если ребенку трудно учиться, не требуйте от него
высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2 - 3
основным. Давайте ребенку больше возможности расходовать избыточную энергию. Полезна
ежедневная физическая активность на свежем воздухе — длительные прогулки, бег
и т.д. Но не переутомляйте его.
§ Воспитывайте у ребенка интерес к какому - нибудь
занятию. Ему важно ощущать себя умным и компетентным в какой - либо области.
§ Помните, вербальные средства убеждения, призывы,
беседы редко оказываются результативными. Для гиперактивных детей наиболее
действенными будут средства убеждения "через тело": лишение
удовольствия, лакомства, привилегий; запрет на приятную деятельность (телефонные
разговоры...); прием "выключенного времени" (досрочное отправление в
постель...); внеочередное дежурство по кухне и т.д. М) Помните,
что вслед за понесенным наказанием необходимо эмоциональное подкрепление,
знаки "принятия".
§ Помните, что невозможно добиться исчезновения
гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже
за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а
импульсивности и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.
Для родителей
рекомендуется помогать ребёнку в организации самого себя, однако следует быть
внимательным и не лишать ребёнка самостоятельности.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.02.2021
Дата обновления: 25.04.2021
Дата публикации: 19.02.2021
Комментарии0
Новый комментарий