30.03.2021
Как выбрать
спортивного тренера для своего ребёнка
Основные
возможные причины, по которым дети прекращают занятия: плохие
взаимоотношения с тренером.
Самая
частая причина пропуска занятий среди опрошенных — конфликт
с тренером, за ней следуют «занятия быстро надоедают»
и «нежелание идти на тренировку».
Личность тренера играет
большую роль в отношении детей к тренировкам — 42% детей
называют плохие отношения с тренером причиной возможного прекращения
занятий.
Дети
хотят, чтобы тренер помогал им в трудную минуту, был добрым,
общительным, умел создать благоприятную атмосферу в коллективе.
Как выбрать хорошего тренера для ребенка?
Абсолютно
не важно, хотите вы, чтобы ваш ребенок в будущем стал олимпийским чемпионом или
ваши устремления ограничиваются заботой о его здоровье и физическом развитии –
тренер является ключевой фигурой, и правильный выбор наставника - важный момент
на пути достижения желаемого результата. Следует помнить о том, что именно
рядом с этим человеком ваш ребенок будет проводить значительную часть своего
времени: тренировки, соревнования, спортивные лагеря. Готовы ли вы доверить
этому тренеру воспитание вашего ребенка? Ведь именно он главным образом будет
влиять на формирование характера, поведения, мировоззрения юного спортсмена.
Бытует
мнение, что тренера не выбирают – выбирает сам тренер. Но времена жесткого
спортивного отбора давно прошли. Сегодня, в большинстве случаев, единственное,
что необходимо для принятия ребенка в выбранную именно вами секцию, к выбранному
именно вами тренеру – это медицинская справка, разрешающая вашему ребенку
заниматься данным видом спорта.
Поэтому
не поленитесь «побродить по базару», изучая разные варианты. Нет никакой
необходимости, приобщая ребенка к спорту, приносить его в жертву этому спорту.
Отнеситесь к выбору тренера серьезно – эта игра стоит свеч.
1.
Идем в разведку.
До
того, как отвести своего ребенка на первую тренировку, выделите время – сходите
на занятия к наставнику, который занимается с детьми интересующей вас возрастной
категории. Идти лучше без ребенка, чтобы не привлекать к себе внимания. Просто
понаблюдайте, как проходят занятия.
В
зависимости от ситуации, тренер может выступать в различных качествах: лидера,
наставника, друга, а иногда и родителя. Он подстёгивает стремление своих
подопечных к достижению новых вершин. Прекрасно, если дети занимаются с охотой,
атмосфера в коллективе благожелательная, а юные спортсмены полны энтузиазма. Не
должно быть слишком шумно, ведь занятие спортом это, прежде всего, учебный
процесс. Гвалт – чаще всего показатель того, что тренер просто не в
состоянии справиться с детьми, он не может направить их энергию в нужное русло.
Тренер,
как и любой другой педагог, должен уметь найти общий язык с воспитанниками.
Хорошо если он не равняет всех под одну гребёнку, не муштрует, но и не даёт
слабины, скрывает своё раздражение тогда, когда ученик с завидным упорством не
может овладеть даже азбучным минимумом.
Лучшая
тренировка – та, где в процессе занятия используется множество разных
упражнений – частая смена восприятий поддерживает высокий интерес детей к
обучению. При грамотно спланированных и умело организованных тренировках, не
только достигаются все поставленные спортивные цели, но и физическая нагрузка
переносится значительно легче, и желание детей обучаться не иссякает. Хороший
наставник знает, как создать нужный социально-психологический климат, который
помогал бы формированию стойкой мотивации юных спортсменов, их готовности
воспринимать нагрузки и стремиться к высоким результатам.
Важна и
манера общения тренера с воспитанниками. Тренер часто кричит? Это не беда.
Зычный голос положительно влияет на интенсивность занятия. Но обратите внимание
на то, что и как кричится. Если вольно или невольно педагог пытается унизить
своих воспитанников, поливает их бранью – что есть ног, бегите из этой школы.
Если так называемые «специалисты» будут вас уверять, что без русского мата
спортивных результатов не добиться – не слушайте – все это полный бред.
Квалифицированному специалисту нет необходимости прибегать к мату, чтобы
доступно объяснить воспитанникам, что от них требуется.
Не
упускайте из вида и внешний вид тренера. Подтянутый и аккуратно одетый
наставник – почти 100% гарантия того, что он серьезно и уважительно относиться
к своей работе. А значит – продолжаем знакомство.
2.
Наводим справки.
Общественное
мнение – следующее, что важно узнать после получения первых визуальных
впечатлений. Поговорите с теми родителями, чьи дети уже давно занимаются под
руководством данного наставника. Пообщайтесь и с мамами, и с папами детей. Если
мамы, как правило, рассматривают тренера с житейской точки зрения и оценивают
его человеческие качества и черты характера, то папы – склонны критиковать и
оценивать педагога как профессионала, их больше интересуют методики
преподавания и планирование соревновательного процесса.
В ходе
опроса важно составить психологический портрет тренера, а для этого
постарайтесь уточнить следующие детали:
·
пунктуальность;
·
умение
шутить и воспринимать шутки;
·
умение
разумно использовать политику «кнута и пряника»;
·
способность
пожалеть и поддержать ученика даже в ситуациях, когда на фоне группы проблема
одного воспитанника не столь заметна.
Если
результаты опроса наталкивают вас на мысль, что для тренера все юные спортсмены
– не более чем рабочий материал, и обращать внимание на ранимость детских душ
он не считает необходимым – смело вычеркивайте этого человека из списка
претендентов на роль наставника вашего ребенка.
Обязательно
попытайтесь разговорить и самих детей. Что они скажут о своем педагоге?
Спросите, хорошо ли, на их взгляд, учитель знает своих учеников, часто ли они
слышат похвалы в свой адрес, интересуется ли он их самочувствием после
тренировки, не занимается ли рукоприкладством и так далее. Обратите
внимание, горят ли глаза учеников, когда они говорят о своем тренере.
Послужной
список мастера тоже вещь немаловажная. Поинтересуйтесь успехами, которых
добились его воспитанники на соревнованиях. Но помните, что призовые
места, хоть и, безусловно, важный показатель тренерского мастерства, но он
может ввести вас в заблуждение. На этапах начальной подготовки часто бывает
так, что победа – заслуга ученика, больше чем учителя. Она достигается за счет
высоких природных физических данных ребенка, а не за счет качества его
технико-тактической подготовки. В раннем возрасте такие дети выступают на
соревнованиях значительно лучше, чем более способные и тренированные, но
физически слабые, в данный момент, ребята.
3.
Разговариваем с тренером.
Предварительное
личное общение с тренером необходимо, оно позволит наиболее полно составить
психологический портрет наставника. Ваш первый разговор – важнейший тест на
профпригодность. Задавайте интересующие вас вопросы, при этом внимательно
следите за мимикой и жестами тренера, отмечая, насколько он доброжелателен,
профессионален, откровенен.
Если
тренер отвечает холодно, с раздражением, в своих ответах некорректен и в
разговоре не учтив – скорее всего, в общении с детьми он еще менее тактичен, и
проблем в процессе обучения не избежать.
Есть
смысл намеренно затянуть беседу, но делайте это не слишком навязчиво.
Расспросите об организации, условиях приема детей, расписании тренировок, о
режиме, который должен соблюдать воспитанник. Уточните, каких критериев
придерживается педагог при отборе детей. Можете поделиться какой-то, связанной
с вашим ребенком, проблемой. Например, посетуйте на то, что у вашего ребёнка
повышенная утомляемость или проблемы со сном.
То, как
тренер отреагирует на эту информацию, является показателем его
заинтересованности в своих учениках, как настоящих, так и потенциальных. Если
он постарается вникнуть в суть дела и даст вам несколько рекомендаций, значит
он – человек неравнодушный, его работа важна для него, как и ситуация,
связанная с приходом в его группу нового спортсмена.
В общем
– уважительное и благожелательное отношение к родителям воспитанников – верный
признак того, что вы на верном пути, в поисках хорошего тренера.
4.
Подводим итоги.
Собирательный
образ хорошего детского тренера будет примерно следующим:
· пунктуальный,
подтянутый, вежливый, но не заискивающий;
· любит детей и
свою работу, дети также любят и уважают наставника, доверяют ему;
· его тренировки
интенсивны, но не утомительны, упражнения – разнообразны;
· он настоящий
хозяин в зале, все ситуации контролируются им;
· он не забывает
ни похвалить, ни пожурить своих подопечных;
· дети слушают и
понимают его;
· он никогда не
позволит себе хамства и грубости в адрес воспитанников;
· он знает, как
создать правильный настрой на тренировку или соревнование;
· он интересуется
личными проблемами детей и всегда готов оказать посильную помощь в их
разрешении;
· он не потерпит
неопрятности, явного нарушения правил экипировки и техники безопасности
воспитанниками.
Сходите на тренировку и понаблюдайте, как тренер
общается с детьми, как дети реагируют на такое общение, какие испытывают
эмоции. Поучаствуйте в пробном занятии вместе с ребёнком и проследите, как он
адаптируется к тренеру. Кстати, на пробном занятии вы также можете понять,
подходит ли вашему ребёнку этот вид спорта (по физическим параметрам, возрасту
и т. д.). Поговорите с ребёнком после тренировки. Если ему понравилось — вам
удалось найти подходящего тренера
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 30.03.2021
Дата обновления: 28.04.2022
Дата публикации: 30.03.2021
Комментарии0
Новый комментарий