14.06.2021
Основная работа педагогов по здоровьесбережению детей основывается на
обеспечении непрерывного, адекватного развития способностей детей на фоне физического,
психического и социального комфорта в ДОУ.
Цель
деятельности педагогов
Обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья в период пребывания в
ДОУ, сформировать необходимые компетенции, показать пример использования знаний
в повседневной жизни.
Задачи:
1.
Обеспечение условий для физического и
психологического благополучия и здоровья всех участников воспитательно-образовательного
процесса.
2.
Формирование доступные представления и
знания о ЗОЖ, пользе занятий физическими упражнениями, об основных
гигиенических требованиях и правилах.
3.
Реализация системного подхода в
использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития
двигательных навыков, физических способностей и здоровьесозидающих компетенций детей.
4.
Формирование основ безопасной
жизнедеятельности.
5.
Оказание всесторонней помощи семье в
обеспечении здоровья детей и
приобщению их к ЗОЖ.
И большим помощником педагогам
является здоровьесберегающие
технологии в дошкольном образовании — это технологии, направленные
на решение приоритетной задачи современного
дошкольного образования. Задачи сохранения, поддержания и
обогащения здоровья субъектов
педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов, родителей.
По целевому признаку здоровьесберегающие технологии
применяются для поддержания и укрепления физического и психического здоровья дошкольников. Обеспеченность
технологии диагностическими средствами помогает педагогам отслеживать процесс и
результаты педагогических воздействий.
Другим важным свойством педтехнологии
является ее оптимальность. Педтехнология будет оптимальной, если:
·
ее применение способствует достижению
каждым ребенком уровня здоровья,
развитости и воспитанности в
зоне его ближайшего развития;
·
ее применение не превышает научно
обоснованных затрат времени воспитателя
и воспитуемого, т. е. дает максимально возможные в данных условиях
результаты за промежуток времени, определенные стандартом образования и Уставом
ДОУ.
Важно обратить внимание и на такие
свойства технологии, как ее результативность, применимость и воспроизводимость. Специфика
педагогической технологии состоит в том, что построенный на ее основе
педагогический процесс должен гарантировать достижение поставленных целей.
Второе отличие технологии заключается в алгоритме процесса взаимодействия
педагога и воспитанников,
что не находит отражения ни в дидактике, ни в теории воспитания, ни в методиках
преподавания. Технология отличается от методики своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов,
отсутствием многих «если» (если
талантливый педагог, если способные дети, если хорошие родители и т. п.)
Педагогические условия здоровьесберегающей деятельности
определяются средой, которая может быть разделена на внешнюю (природную,
социальную, экономическую) и собственно педагогическую (образовательного учреждения).
Возможности влияния педагогов на первую весьма ограничены, в то время как
изменение и создание коррекционно — развивающей среды является
потенциалом здоровьесберегающей
системы.
Здоровьесберегающая среда
представляется как трехкомпонентная структура:
Предметная среда
— хозяйственная инфраструктура, организация
питания, материальное обеспечение учебной и оздоровительной деятельности.
Коммуникативная среда
— межличностные отношения между субъектами педагогического процесса,
комплектование групп, их наполняемость, индивидуальные и типологические
особенности детей, качество
подготовки специалистов, взаимоотношения родителей и педагогов, их
представление о здоровом образе
жизни.
Коррекционно — развивающая среда, оздоровительная среда — формы и
принципы учебной и оздоровительной
деятельности.
Чтобы предметная среда не была
дискомфортной по отношению к ребенку, необходимо оберегать его здоровье, организовывая такие педагогические условия в ДОУ, которые
будут соответствовать всем рекомендациям гигиенистов и медиков на это, и
направлен на процесс здоровьесбережения.
Процесс оздоровления ориентирован
на преобразование коррекционно — развивающей среды, которая может быть
агрессивной, если подобраны несоответствующие возрасту и возможностям ребенка средства и методы воздействия
на него. Конфликтная коммуникативная среда наносит вред духовно-нравственному здоровью ребенка.
В детском саду мы сталкиваемся с такой
проблемой, как слабое физическое развитие детей при поступлении в дошкольное учреждение. Общая
картина такова: дети испытывают «двигательный дефицит», т. е. количество движений в течение дня
ниже возрастной нормы
из-за чего задерживаются: возрастное
развитие быстроты, ловкости, коррекции движений, выносливости, гибкости
и силы. Дети имеют излишний вес, нарушение осанки. Одной из основных причин
таких нарушений в физическом развитии дошкольников является неосведомленность родителей в
вопросах здоровьесберегающих технологий
и их внедрение в воспитательный
процесс.
Наиболее эффективными формами оздоровления являются:
·
строгое соблюдение режима дня;
·
утренняя гимнастика:
·
динамические паузы (физкультминутки);
·
обеспечение условий для реализации
двигательной активности в течение дня;
·
физкультурные занятия;
·
прогулки;
·
спортивные праздники, развлечения,
подвижные игры;
·
сбалансированное питание;
Современные научные
данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и
отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и
жизнеутверждающего поведения. Когда окружающие с пониманием относятся к
ребенку, признают и не нарушают его права, он испытывает эмоциональное
благополучие — чувство уверенности, защищенности. Это, в свою очередь,
способствует гармоничному развитию личности ребенка, выработке у него положительных
качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Невнимание или
недостаточное внимание к эмоциональной жизни детей, напротив, приводит к негативным последствиям.
Для формирования эмоциональной
стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе
развития, воспитания и
обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо
усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные
переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое
накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет
устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстановление силы,
увеличивает запас энергии.
Как известно, эмоции и чувства плохо
поддаются волевой регуляции. Взрослым надо помнить об этом, сталкиваясь с
нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребенка в
таких острых ситуациях лучше не оценивать, т. к. это повлечет за собой лишь
непонимание или негативизм. Нельзя требовать от ребенка не переживать того, что
он переживает, чувствует; можно ограничить лишь форму проявления его негативных
эмоций. Кроме того, наша задача стоит не в том, чтобы подавлять или искоренять
эмоции, а в том, чтобы научить детей
ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело.
С этой целью в работе с дошкольниками необходимо
использовать специально подобранные упражнения на расслабление определенных
частей тела и всего организма.
Их можно рассматривать как часть занятия и как самостоятельную тренинговую
систему.
Для удобства применения данных
упражнений их можно классифицировать по следующим направлениям:
·
Упражнения на релаксацию с
сосредоточением на дыхание;
·
Упражнения на расслабление мышц лица;
·
Упражнения на расслабление мышц шеи;
·
Упражнения на расслабление мышц рук;
·
Упражнения на расслабление мышц ног;
·
Упражнения на расслабление всего организма.
Выполнение таких упражнений очень
нравится малышам, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому
непростому умению расслабляться.
Научившись расслаблению, каждый ребенок
получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается
любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В
процессе расслабления организм наилучшим
образом перераспределяет энергию и пытается привести свое тело к равновесию и
гармонии.
Расслабляясь, возбужденные, беспокойные
дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми.
Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность,
бодрость, свободу в выражениях своих чувств и мыслей. Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать
излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя
психическое здоровье.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.05.2021
Дата обновления: 19.11.2021
Дата публикации: 14.06.2021
Комментарии0
Новый комментарий