06.04.2020
Развитие ребенка в дошкольной педагогике и психологии делится на два этапа: ранний возраст (от рождения до 3 лет) и дошкольный возраст (3-7 лет).
Внутри дошкольного этапа проводится разделение на
возрастные промежутки, одним из которых является младший дошкольный возраст – период развития ребенка с 3 до 4 лет.
Дети младшего дошкольного возраста
- анатомо-физиологические особенности
детей характеризуются увеличением и роста и массы тела, как мальчиков, так и
девочек;
- важными показателями развития у детей
выступают особенности развития их опорно-двигательного аппарата:
совершенствуются отдельные отделы позвоночника, но скелет остается гибким при
продолжающемся во времени окостенении, что исключает использование на физкультурных
занятиях силовых упражнений, и повышает значимость контроля за
правильностью позы детей;
- активно развивается у детей система
дыхания, которая ведет к росту потребности организма в кислороде,
увеличивающейся всего за два года – с 3 до 5 лет – на 40%, что ведет и к
увеличению жизненной емкости легких детей;
- изменениям подвергается и
сердечно-сосудистая система детей – появляются значительные колебания в
показателях сердечной деятельности и дыхания: увеличивается частота сердечных
сокращений (пульса) в минуту и, частота дыхания; это важно учитывать, т.к. при
физической нагрузке сердечная мышца у детей утомляется, а признаки
утомления выражаются в покраснении (побледнении) кожи лица, учащенном дыхании,
одышке, нескоординированных движениях, это исключает перегрузку детей,
предполагает выполнение ими более спокойных видов деятельности в процессе
двигательной активности;
- у детей развиваются органы чувств, а
первые 3-4 года жизни человека называют «золотой порой» развития сенсорных
способностей;
- в период младшего дошкольного возраста
отмечается развитие зрения и органов слуха;
- в возрасте 3-4 лет у детей изменениям
подвергается и нервная система, развивается высшая нервная деятельность, что
приводит к возрастанию силы
нервных процессов, повышению их
подвижности, совершенствованию связей и отношений во взаимодействии сигнальных
систем, все это в совокупности приводит к совершенствованию речи детей,
усложнению игр, сопровождающихся речью, позволяет разнообразить приемы обучения.
- однако некоторое несовершенство нервных
процессов у детей приводит к нарушению процессов возбуждения и торможения,
следствием чего могут выступать утомление, бурные эмоциональные
реакциям, нарушения правил поведения.
Анатомо-физиологические особенности детей младшего дошкольного возраста характеризуются:
- равномерностью физического развития без
резких изменений при всей его интенсивности;
- развитием опорно-двигательного аппарата,
системы дыхания, сердечно-сосудистой системы и нервной системы;
- активным развитием органов чувств и
нервной системы.
Особенности психического развития детей младшего
дошкольного возраста проявляются:
- в активном использовании речи как
условия расширения кругозора,
- в росте психической выносливости,
- в повышении потребности в получении
новых знаний, впечатлений и ощущений,
- в активном развитии фантазирования.
На фоне этих изменений у детей, отмечает
Л.А. Свирская, развиваются индивидуальные особенности, такие
как своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, особенности интересов,
склонностей, способностей, темперамента, характера личности и другие. Кроме
того, к четырем-пяти годам складывается «психологический портрет» личности
детей, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной
(возраст «почемучек»), а также креативности.
Физическое развитие ребенка 3-4 лет
У детей внимание на упражнениях
удерживается 10-15 минут, не больше.
Потом преподаватель физкультуры делает игровую паузу. Игры выбираются
активные, полные движений.
- ребенок ходит на носочках, высоко
поднимая колени, мелкими, широкими, приставными шагами;
- ходит и бегает в разном темпе
(умеренном, медленном, быстром), в различных направлениях (прямо, по кругу,
змейкой, между предметами и т.д.), держась за руки, стоя спиной или лицом друг
к другу;
- прыгает на месте, с продвижением вперед и назад, через препятствия;
- бросает
мяч в цель, ловит двумя руками;
- принимает активное участие в подвижных
мероприятиях (спортивных, игровых, танцевальных);
- выполняет последовательность
разнообразных двигательных действий в течение 10 минут;
- управляет своим телом, например,
удерживает равновесие при ходьбе по наклонной доске и т.д.
С 4 лет можно
отдавать ребенка в спортивную секцию – посещать ее рекомендуется не чаще 2 раз
в неделю по 1-1,5 часа.
Личная гигиена ребенка 3-4 лет
Малыш знает и пытается соблюдать основные
санитарно-гигиенические требования:
- правильно пользуется туалетом;
- моет руки после туалета, прогулки, перед
едой, по мере их загрязнения; - умывается,
чистит зубы;
- критически относится к своему внешнему
виду (например, может не надеть колготы, которые не поглажены, с пятнышком и
т.п.)
Цель физического развития детей младшего
дошкольного возраста – развитие потребности в активной двигательной
деятельности, своевременное овладение основными видами движений, освоение
элементарных навыков личной гигиены .
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 04.04.2020
Дата обновления: 12.04.2020
Дата публикации: 06.04.2020
Комментарии0
Новый комментарий