13.04.2020
Музыкальное развитие детей раннего возраста
Специалисты-психологи перинатального развития утверждают, что
ребенок слышит звуки еще во внутриутробный период. Они узнают голоса родителей
и реагируют на него. Тревожная музыка вызывает у ещё не родившегося ребенка учащение пульса,
спокойная – умиротворение. Это можно увидеть и на личике ребенка с помощью
аппарата УЗИ.
Восприятие
Маленькие дети воспринимают музыку в целом как сложный акустический
стимул, еще не выделяя отдельные средства музыкальной выразительности. Они
реагируют в основном на ее характер. Но отношение к музыке в будущем, эмоции,
связанные с ней, во многом зависят от опыта музыкальных впечатлений, полученных
ребенком на самых ранних этапах его жизни.
До года |
Второй год жизни |
Третий год жизни |
До года ребенок может активно слушать музыку в
течение 20-30 секунд, затем перерыв 1-3 чек. С 20-30 сек. Слушания. В целом
одно занятие длится 2-3 минуты. |
Активный период слушания может длится 40 секунд с
перерывом 1-2 сек. Занятие 2-3 минуты. Репертуар 10-12 пьес в год |
Активный период слушаний 1-1,5 мин. Перерыв 1-2 сек. Занятие 4-5 минут. Репертуар 12-15
пьес в год. |
Рекомендуется проводит
3 занятия в неделю – одно занятие – посвящать только слушанию.
Слушание
в раннем возрасте играет важную роль как средство музыкального развития
ребенка:
- развивается музыкальный слух: детей приучают сосредотачивать внимание на
источнике звука, искать и находить его глазами, слушать игру на разных детский
музыкальных инструментах.
- развивается интерес к музыке: слушают
небольшие музыкальные произведения, выражают эмоциональное состояние.
- развиваются музыкально-сенсорные
способности: звук (высота, тембр, динамика – тихо и громко); регистры (средний
и высокий, средний и низкий, низкий и высокий); темпы: быстрый и умеренный).
Виды
слушания:
1. Пение
взрослых для детей. Пение взрослых и аккомпанементом на музыкальных
инструментах. Пение старших детей в сопровождении взрослого.
2. Инструментальная
музыка. Простейшие образцы, лучше исполнение в живую. Не используются эстрадные
обработки.
3. Слушание
в группе, при неограниченной деятельности ребенка. Использование подлинных
шедевров классической музыки.
4.
Рассказ, иллюстрируемый музыкой. (2-3
инструментальные пьесы, объединенные сюжетом, тематикой). Рассказ лаконичен и
выразителен, после музыкального произведения или в конце с музыкальным фоном.
Недопустимо задавать вопросы при прослушивание – это этап закрепления.
Игрушка приобретает большое значение:
это прием, позволяющий ребенку узнать песню, и если ребенок не называет ее, то
он покажет игрушку. Использовать игрушку в слушании – опосредовано.
5. Слушание
музыки в игровой форме. Опосредовано
через игрушку.
6. Использование
музыкальных инструментов. Исполнение произведений на различных инструментах.
Выбор произведения для развития
восприятия музыки - очень ответственный
момент для взрослого и во многом зависит от его личных предпочтений. Но есть
правила, которые должен соблюдать каждый педагог независимо от своих
пристрастий:
·
Приобщение маленького ребенка к музыке,
особенно классической, происходит постепенно, в процессе эмоционального общения
со взрослым;
·
Музыка должна быть интересна малышу,
достаточно разнообразной по характеру, ладу, тембру, темпу, яркой, художественной,
запоминающейся;
·
Необходимо избегать громких звуков,
резких динамических, темповых контрастов, жалобных интонаций, незаконченных
музыкальных фраз;
·
Для маленького ребенка подходит музыка,
которая доставляет ему положительные эмоциональные переживания;
·
Музыка не должна быть фоном для
самостоятельной игры ребенка. В лучшем случае ребенок ее просто перестанет
замечать, а в худшем она вызовет переутомление у ребенка, что отразится на его
поведении;
Для развития восприятия музыки лучше использовать небольшие законченные
музыкальные фрагменты из произведений русских и зарубежных классиков, народную
музыку, песни в исполнении детского хора, короткие инструментальные пьесы.
Музыкальные фрагменты на начальном этапе обучения могут состоять буквально из
нескольких фраз, звучащих 20 – 30 секунд;
Чтобы
малыш мог сосредоточить свое внимание на музыке скажите ребенку: «Сейчас будет
музыка! Красивая!» Музыка должна звучать негромко. Во время звучания
музыкального фрагмента не стоит разговаривать с малышом, лучше общаться с ним
только мимикой, взглядом, ритмичными движениями, выражая свое отношение к
музыке. Маленький ребенок двигательно активен. Он не в состоянии длительное
время находится в не подвижности, сосредоточенности. Чтобы продлить время
восприятия музыки, включайте в игру движения, которые соответствуют характеру
музыкального произведения. Это могут быть покачивания, движения рук и корпуса с
предметами и без них. Слушать музыкальный фрагмент нужно до тех пор, пока у
малыша сохраняется внимание, но не следует прерывать музыку не дослушав до
конца музыкальную фразу, даже если малыш отвлекся. После того как музыкальный
фрагмент закончился, поделитесь с ребенком своими эмоциональными впечатлениями
и, если малыш не устал, продолжите слушание.
Таким образом, в игровой форме вы сможете приобщить ребенка к шедеврам
мировой музыкальной культуры, привить интерес и любовь к ней, развить
эмоциональную отзывчивость на музыку, сформировать эмоционально положительное и
дифференцированное отношение к разной музыке, что послужит основой для развития
музыкального вкуса.
Помимо слушания музыки и движений под нее в аудиозаписи и
инструментальном исполнении, огромное значение как для музыкального, так и для
общего развития ребенка имеет слушание песен, исполняемых мамой. Это могут быть народные (лирические, плясовые,
колыбельные), популярные детские песни и др. Родители могут петь ребенку как и
перед сном, так и во время бодрствования, чтобы укреплять чувство взаимного
доверия, включать в игровую деятельность.
Развивая восприятие музыки у ребенка вы будете способствовать
формированию интереса и любви к ней, музыкального вкуса, эмоциональной
отзывчивости, развитию музыкальных способностей, а также внимания,
произвольности.
Пение
Задача
– приобщение детей к пению. Основное
средство музыкального воспитания. Развивает слух, память, внимание, мышление,
укрепляет легкие и весь дыхательный аппарат.
1. Малыша
приучают прислушиваться к пению
взрослого и отвечать на него звуками своего голоса. Методика – воздействие выразительной певческой
интонацией на эмоциональную сферу ребенка. При исполнении песни воспитатель и
педагог смотрят на детей.
2. Затем
учат ребенка подпевать отдельные звуки, окончания. Петь надо не громко.
Избегать преувеличение артикуляции. Интонацией подчеркивается содержание песни,
характер. Тексты песен простые и много
повторений, тогда ребенок имеет возможность подпевать.
Прилетайте
птички к нам, к нам, к нам.
Зернышек
я птичкам дам, дам, дам.
Первое,
что появиться – подговаривание. Затем появляется звукоподражание: «ав-ав»,
«мяу» и др. Третий этап – слоговое пение
«ля-ля», «баю-бай».
3. На третьем году жизни малыш начинает
припевать отдельные слова, а затем и небольшие предложения. Задача – развивать
и укреплять певческие интонации. Учитывает объем словарного запаса. Многие
слова незнакомы детям и не применяются в активном словаре. 2 года – 200 слов, 3
года – 1200-1500 слов.
Возможно изменения положения детей,
поскольку объем внимание не велик, а утомляемость достаточно большая. При пении можно встать и походить по залу,
если песня хороводного характера. Имитировать движения руками, что помогает
запомнить и понять текст песенки, характер, выдержать ритм.
Мелодию возможно
сыграть на нескольких инструментах для запоминания детьми и развития слуха.
Диапазон детей 2-3 лет ми1 - ля1.
Возможно транспонирование
мелодии, но только при слушании. Не нужно замедлять темп песни, поскольку
теряется связь между словами. Самая приемлемая скорость речи – 100 слов с
минуту.
Методика
разучивания песни:
1.
Знакомство – живое, выразительное
исполнение. Исполнение на другом инструменте.
Предложить детям подпевать, повторяя за воспитателем и музыкальным
руководителем глаза – в глаза, при закрытом инструменте. Если внимание детей уже рассеялось на этом лучше завершить первый
этап.
2.
Повторное исполнение песни с аккомпанементом.
Использование игрушки и воспитателя. Исполнение песни детьми более старшего
возраста. Предлагаются вопросы,
дублирующие текст песни. Затем предлагают малышам спеть повторяющие слова или
звукоподражания.
3.
Детям предлагается узнать и назвать
песню (либо показать картинку, игрушку). Исполнение можно без аккомпанемента,
при затруднении с инструментом.
Разучивание по фразам без сопровождения (использовать детский
музыкальный инструмент).
4.
Дети узнают песню и самостоятельно
подпевают. Использовать разные «мизансцены» для организации пения, имитирующие
движения.
5.
Дети узнают песню после первого
пропевания. Начинают самостоятельно подпевать. Предложить спеть всю песенку (от
возраста детей и способностей).
Дети 2-3 лет за
год поют 10-12 песен.
Использование песен на празднике. Дети полностью
поют или подпевают 1 песню на празднике. Используются игры с подпеванием.
Длительность утренника 20-25 минут. Исполнение песни на празднике происходит
лицом в педагогу или музыкальному руководителю, так как привыкли дети.
Музыкально-ритмические движения
Цель – развивать слух,
музыкальную память и ритмические способности детей.
Цель упражнений –
научить слушать музыку, различать ее, подготовка к разделу – слушание музыки.
Цель движений,
композиций – обучить детей новых движениям. Эти движения включаются в пляску
или в игру. Развитие первоначальных проявлений ритмичности.
При планировании
занятия надо учитывать задачи. Не всегда целесообразно вводить слушание и
музыкально-ритмические движения на одно занятие. И лучше начинать занятие с
пения. Или с игры ручками и ножками – на стульчиках.
Дети 2-3 лет легко
различают 2-3-х частную форму, запоминают движения упражнений, определяют
разные по характеру инструментальные пьесы, слышать начало и конец музыкального
произведения.
Методика.
1. Выбор
упражнения (возраст, особенности детей группы, физическое развитие).
2. Предварительная
работа с воспитателем. Четкий и всегда одинаковый ритмичный показ – дети начнут
путаться при другом показе.
3. Запаздывающий показ (с 3-4 занятия). Музыкальный руководитель играет пьесы, а воспитатель запаздывает с показом. Часть детей начнет самостоятельно выполнять движение, другие же будут ждать воспитателя. Обучающий момент в том, что одни дети довольны тем, что могут самостоятельно выполнять движения и показать другим детям. А те, которые не запомнили, тоже подключаться и затем вместе со всеми будут выполнять.
Использование
атрибутов (погремушек, бубнов, кукол, султанчиков, флажков, колокольчиков,
бубенчиков, кольца «серсо»).
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.04.2020
Дата обновления: 14.04.2020
Дата публикации: 13.04.2020
Комментарии0
Новый комментарий