22.04.2020
Метание как средство физического воспитания
Различные виды метаний человек был вынужден
использовать в борьбе за свое существование уже в далекие времена. Метая камни,
палки, дротики, позднее и копье, он защищал себя от диких зверей и добывал себе
пищу. Метание копья и дротиков играло первостепенную роль во время войн.
Различные виды метаний не утратили своего значения и в наши дни.
Легкоатлетические метания широко используют в учебно-тренировочной работе
спортсмены многих спортивных специализаций. Программа легкоатлетических метаний
достаточно полно представлена в рамках крупнейших соревнований и привлекает
спортсменов и зрителей.
Как физическое упражнение – метание требует участия всех мышц
тела. Особенно большую нагрузку выдерживают мышцы туловища, связки рук и
тазобедренных суставов, при этом нагрузка бывает настолько большой, что при
хорошей технике, но при недостаточной подготовке, возможны растяжения мышц и
связок суставов рук и ног.
Бросание и ловля, метание укрепляют
мышцы плечевого пояса, туловища, мелкие мышцы рук, способствуют развитию
глазомера, меткости. Они требуют также хорошей координации движений. Одним из
средств физического развития и специальной подготовки дошкольников является метание малых мячей.
По технике исполнения оно в значительной
степени сходно с техникой метания копья. Игры с мячом развивают ловкость, ритмичность и точность движений. Действия
с мячом занимают большое место в работе по физической культуре, используются
всеми детьми в самостоятельных играх и упражнениях.
Мяч как основной, наиболее удобный для
бросания и метания предмет должен постоянно находится в свободном распоряжении
детей. С мячом можно выполнять разнообразные действия, он помогает детям
приобретать собственный двигательный опыт, умение обращаться с мячом: держать
его в двух или одной руке, обхватывая пальцами, отталкивать, катать, бросать.
После многочисленных упражнений появляется своеобразное «чувство мяча». Простейшие
манипуляции с мячом ребенка дошкольного возраста перерастают в овладение им
метанием.
МЕТАНИЕ — движение ациклического типа. Оно оказывает огромное физиологическое воздействие на организм ребенка:
метание способствует развитию мозга, глазомера, равновесия. По данным
психолого-педагогических исследований, манипуляции с мячом оказывают
благотворное воздействие на центральную нервную систему, снимают мышечные
зажимы, переводят деструктивную агрессию в конструктивную.
ВИДЫ МЕТАНИЯ
В дошкольном возрасте обучают
метанию предметов на дальность и в цель. Обычно первое
предшествует второму.
В метании на дальность основное усилие направляется на овладение правильными приемами. Ребенок
упражняется в силе броска в соответствии с расстоянием.
При метании в цель ребенок
сосредоточивает свое внимание на попадании в указанный предмет. Выполнение
этого движения требует концентрации внимания, сосредоточенности,
целенаправленности, волевого усилия.
Ребенка обучают разнообразным способам метания на дальность и в цель: из-за головы, из-за спины через
плечо, прямой рукой сверху, прямой рукой сбоку.
Наряду с метанием вышеуказанными
способами, которые проводятся с места, ребенка старшего возраста обучают
метанию с четырех шагов и с разбега.
ПОДВОДЯЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ К МЕТАНИЮ
Подготовительной формой метания является
бросание, а также катание, прокатывание и скатывание мяча.
Для детей 3—4 лет упражнения
в метаниях представляют значительную трудность, так как требуют
хорошей координации движений, умения рассчитать силу и точность броска в
зависимости от расстояния до цели и ее размещения (горизонтальная или
вертикальная).
В этом возрасте рекомендуются упражнения,
которые подготавливают ребенка к метаниям: прокатывание,
бросание и ловля мячей, шариков и других предметов одной и двумя руками из-за
головы. Основная цель этих упражнений — научить ребенка энергично отталкивать
или бросать предмет в заданном направлении.
Бросание осуществляется
как обеими руками, так и раздельно правой и левой рукой. Направление
броска может быть вверх, в стороны,
вперед, в горизонтальную и вертикальную цель. Если детей
специально не обучать бросать левой рукой, то большинство из них
преимущественно бросают правой рукой. В возрасте 2,5 лет и старше ребенок
постепенно усваивает правильную технику движения при броске на дальность.
Умение бросать малые мячи в
цель усваивается труднее. В данном виде движения необходимо скоординировать
силу, направление броска с расстояния до цели и расположение самой цели. Для
такой координации требуется развитая центральная нервная система ребенка,
наличие «мышечного чувства», точность зрительных восприятий, запоминание и
воспроизведение движений.
Для детей 3—4 лет характерна
безразличная поза при бросании на дальность и
в цель. Правильное исходное положение принимают меньшинство детей 3-го и 4-го
года жизни. Дети этого возраста еще не умеют
развернуть туловище в сторону бросающей руки. При броске в
цель прицеливание у ребенка
заключается всего лишь в устремленном взоре в нужную сторону.
Длительность прицеливания колеблется от 1 до 3—4 с. Размах у ребенка слабый,
ему трудно соразмерить силу броска и расстояние, поэтому он попадает
в цель только на расстоянии 1—1,5 м.
Детям 3—4 лет труден также бросок
вверх с последующей ловлей. При броске вверх
могут выдержать направление только 20% детей третьего года жизни, 37 % —
четвертого, 62 %— пятого, 94 %— шестого и 97 % — седьмого.
Также совершенствуется с возрастом и умение
детей ловить мяч: в 3 года ребенок ловит мяч при небольшом подбросе
(20—25 см), почти не выпуская из рук, на четвертом году — 30 % детей ловят мяч,
при этом из них кистями рук могут ловить только 25%, к пяти годам — 52%, к
шести — 95% и к семи — 96,5%.
В средней и старших группах разнообразные упражнения
в метании (прокатывание, бросание и ловля, метание на
дальность и в цель, перебрасывание через сетку) должны быть ежедневными,
а мяч предоставлен детям в свободное пользование. Чем больше различных
упражнений будет применяться, тем лучше дети овладеют приемами этого сложного
движения. Систематические упражнения с мячом в различных вариантах постепенно
вырабатывают доступную детям технику метания.
Упражнения в метаниях предметов для
детей 6—7 лет значительно усложняются. В этом возрасте ребенок
должен овладеть элементарными навыками передачи мяча в парах,
по кругу, бросать мяч об стенку с последующей ловлей его по 6—8 раз подряд,
подбрасывать вверх, повернувшись кругом, ловить его и
т. д.
Дошкольники совершенствуют навыки
метания предметов на дальность и в цель способом
из-за спины через плечо. Расстояние для
метания в цель увеличивают до 3,5—4 м.
К концу пребывания в детском саду дети должны овладеть всеми
видами прокатывания, катания, бросания и ловли мячей, метания, передачей мяча,
ведением его, отбиванием, т.е. освоить «школу мяча». И вполне готовы к
испытаниям: метание теннисного
мяча в цель (дистанция 6 м). Приобщение к сдаче нормативов ГТО не только способствуют развитию ребенка, но и доставляют массу
удовольствия во время прохождения испытания.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.04.2020
Дата обновления: 28.04.2022
Дата публикации: 22.04.2020
Комментарии0
Новый комментарий