08.09.2020
Болезни
позвоночника – одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения
качества жизни и инвалидизации. Очень часто предрасполагающими факторами этой
патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся ещё в детском
возрасте. Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у
детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение.
Осанка
- это привычное положение вертикально расположенного тела человека, обусловленное двигательным
стереотипом, скелетным равновесием и мышечным балансом. Правильно будет сказать, что осанка является отражением
состояния опорно-двигательного аппарата.
Правильная осанка характеризуется:
- прямым положением головы
и позвоночника;
- вертикальным расположением
остистых отростков;
- горизонтальным уровнем
углов лопаток и надплечий;
- правильными физиологическими
изгибами;
- равными треугольниками
талии;
- горизонтальным
уровнем гребней подвздошных костей;
- симметричным положением
ягодичных складок;
- одинаковой длинной
нижних конечностей и правильным положением стоп.
Для дошкольников характерные черты правильной осанки имеют свои особенности:
- голова немного
наклонена вперед;
- плечевой пояс незначительно смещен спереди, не выступая за уровень грудной клетки (в профиль);
- линия грудной клетки плавно переходит в линию живота, который выступает на 1-2 см.;
- изгибы позвоночника
выражены слабо;
- угол наклона таза
не велик.
Осанка считается
нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развернута, плечи
находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и
тазобедренных суставах.
Осанка человека
не только сказывается на красоте его фигуры, всем внешнем облике, но и
оказывает прямое влияние на его здоровье.
При ее ухудшении
нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и
кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведет к понижению физической и
умственной работоспособности.
Дефекты осанки
часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и
морфофункциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и
остеохондрозу.
Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Уже к концу первого года жизни у ребенка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника: шейный и поясничный – выпуклостью вперед, грудной и крестцово-копчиковый – выпуклостью назад.
Крестцово-копчиковый кифоз
формируется первым, еще на этапе внутриутробного развития. Когда ребенок
научится понимать и удерживать головку, появится шейный изгиб (лордоз)
позвоночника. Грудной кифоз формируется во время сидений малыша, а поясничный
лордоз, когда он начинает ползать, становиться на ноги и ходить. Четкие,
естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребенка.
Они играют очень
важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и
сотрясений, т.к. позвоночник приобретает способность пружинить при движениях
стоп.
У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно нерезко и не являются постоянными. Однако это не значит, что этот вопрос можно оставлять без контроля.
Наиболее частый дефект – вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперед плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки, свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах.
На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (Сколиотичная осанка) или комбинированное искажение. Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников.
Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.
Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 02.09.2020
Дата обновления: 28.04.2022
Дата публикации: 08.09.2020
Комментарии0
Новый комментарий