24.05.2021
Причин
нарушения навыка чтения у детей.
Во-первых, слабое
развитие у учащихся функции самоконтроля.
Во-вторых, многие
первоклассники и даже второклассники плохо знают буквы алфавита.
В-третьих, частыми
причинами ошибок чтения может быть и недостаточное развитие концентрации
внимания.
В-четвертых, плохо
читающие дети часто успевают забыть значение даже правильно прочитанного слова,
поэтому они не понимают смысла прочитанного и не могут рассказать, о чем читали.
Профилактика
трудностей в обучении чтению.
В качестве профилактики
трудностей в обучении чтению следует уже с пятилетнего возраста выполнять с
ребенком соответствующие упражнения, направленные на:
-
формирование представления о собственном теле.
На примере собственного
тела ребенок учится различать, что находится вверху, внизу, справа, слева,
спереди, сзади. Он отвечает на вопросы взрослого (какая рука правая? голова
внизу или вверху? спина сзади или спереди?) сначала про самого себя, а потом
про окружающих;
-
формирование пространственных представлений на примере картинок и окружающих
предметов.
Ребенок отвечает на
вопросы взрослого: что находится ближе или дальше, что больше или меньше. Затем
вопросы усложняются: что находится дальше, чем это, чем то? (то же самое
спрашивается про меньше, больше, выше, ниже, левее, правее и т.д.);
-
формирование представлений о последовательности.
Взрослый рассказывает
ребенку о порядке следования времен года, месяцев, дней недели, дополняя
объяснения картинками и примерами из книг. Кроме того, ребенку предлагаются
следующие задания:
а) выложить последовательность из мозаики, бусинок,
геометрических фигурок по предложенному образцу;
б) сложить разрезные картинки и изображения из
кубиков;
в) составить рассказ на основе последовательных картинок;
Проговаривание
скороговорок не только улучшает дикцию, но и помогает выделить основной звук,
который задействован в скороговорке. Например: "Ткет ткач ткани на платки
Тане", "Водовоз вез воду из-под водопровода". Когда ребенок
будет знать достаточное количество скороговорок, взрослый может его попросить
вспомнить скороговорку для того или иного звука (например, для "К":
"Идет с косой косой козел" и т.д.);
-
формирование представлений о слоговом составе слова.
Для занятий очень удобно
использовать мяч:
а) взрослый и ребенок перекидываются мячом,
проговаривая слово по слогам (например, "ка-ран-даш",
"ста-кан");
б) взрослый предлагает ребенку "уменьшать"
предмет, добавляя определенный слог: он говорит "дом", а ребенок
добавляет - "ик" и т.п.