10.03.2022
Артикуляционная
гимнастика - это совокупность специальных упражнений,
направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и
дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи. При
произнесении различных звуков речевые органы (язык, губы, нижняя челюсть,
мягкое нёбо) занимают строго определённое положение.
Цель
артикуляционной гимнастики - выработка полноценных
движений и определённых положений органов речедвигательного аппарата., умение
синтезировать простые движения в сложные, что особенно необходимо для
правильного произнесения звуков родного языка.
ü Вначале
формируются грубые, диффузные движения, по мере их усвоения переходят к
выработке более тонких движений.
ü В
упражнениях, используются игровые приёмы, затем показывается как выполнить
упражнение, потом ребёнок его выполняет, а родитель проверяет правильность
выполнения.
ü Необходимо
научить ребёнка отработать чистоту, чёткость движений, их плавность, силу,
темп, точность движений при смене одного другим.
ü Нужно
идти от простых упражнений к более сложным.
ü Сначала
упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом.
ü После
того как ребёнок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции
контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребёнка. С помощью
наводящих вопросов взрослого ребёнок определяет, что делает его язык (губы),
где он находится, какой он широкий, узкий) и т.д.
ü Проводить
артикуляционную гимнастику надо ежедневно, желательно 2-3 раза в день, чтобы
вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными.
ü Дозировка
количества повторений одного и того же упражнения должна быть индивидуальной
для каждого ребёнка.
ü В
ходе занятия из выполняемых упражнений новыми могут быть не более одной трети,
две трети остаются для повторения.
ü Если какое-то упражнение выполняется недостаточно
качественно, новое упражнение не вводится.
ü Артикуляционную
гимнастику выполняют сидя, так как в этом положении у ребёнка спина прямая,
тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.
ü Нельзя
говорить ребёнку. Что он делает упражнение неверно - это может привести к
отказу выполнения упражнения.
ü Длительность
проведения артикуляционных упражнений и их дозировка зависят от компенсаторных
возможностей самого ребёнка, характера и тяжести речевого нарушения.
ü Выполнение упражнений требуют больших энергетических
затрат, усилий, времени и терпения.
ü Эффективность
работы по совершенствованию артикуляционной моторики определяется активностью
самого ребёнка. Его инициативой, выносливостью, сосредоточенностью,
работоспособностью.
Регулярное
выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
- улучшить
кровоснабжение артикуляционных органов;
- улучшить
подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- научить ребёнка удерживать определённую
артикуляционную позу;
- увеличить амплитуду движений;
- уменьшить напряжённость артикуляционных органов;
-подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к
правильному произношению звуков.