"Организация и проведение артикуляционной гимнастики"

10.03.2022

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи. При произнесении различных звуков речевые органы (язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо) занимают строго определённое положение.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определённых положений органов речедвигательного аппарата., умение синтезировать простые движения в сложные, что особенно необходимо для правильного произнесения звуков родного языка.

ü Вначале формируются грубые, диффузные движения, по мере их усвоения переходят к выработке более тонких движений.                                     

ü В упражнениях, используются игровые приёмы, затем показывается как выполнить упражнение, потом ребёнок его выполняет, а родитель проверяет правильность выполнения.

ü Необходимо научить ребёнка отработать чистоту, чёткость движений, их плавность, силу, темп, точность движений при смене одного другим.

ü Нужно идти от простых упражнений к более сложным.

ü Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом.

ü После того как ребёнок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребёнка. С помощью наводящих вопросов взрослого ребёнок определяет, что делает его язык (губы), где он находится, какой он широкий, узкий) и т.д.

ü Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, желательно 2-3 раза в день, чтобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными.

ü Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть индивидуальной для каждого ребёнка.

ü В ходе занятия из выполняемых упражнений новыми могут быть не более одной трети, две трети остаются для повторения.

ü Если  какое-то упражнение выполняется недостаточно качественно, новое упражнение не вводится.

ü Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в этом положении у ребёнка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.Хочу такой сайт

ü Нельзя говорить ребёнку. Что он делает упражнение неверно - это может привести к отказу выполнения упражнения.

ü Длительность проведения артикуляционных упражнений и их дозировка зависят от компенсаторных возможностей самого ребёнка, характера и тяжести речевого нарушения.

ü Выполнение  упражнений требуют больших энергетических затрат, усилий, времени  и терпения.

ü Эффективность работы по совершенствованию артикуляционной моторики определяется активностью самого ребёнка. Его инициативой, выносливостью, сосредоточенностью, работоспособностью.

 

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

-  улучшить кровоснабжение артикуляционных органов;

-  улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

- увеличить амплитуду движений;

- уменьшить напряжённость артикуляционных органов;

-подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению звуков.

Наверх

Консультации для родителей в летний период

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».