20.05.2019
Пояснительная записка
«Будет здоровье - будет все»
(народная мудрость)
Здоровье – это сложное интегральное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности – повышается устойчивость к внешним воздействиям, наблюдается интенсивное физическое развитие ребенка, выраженное в динамике освоения различных видов движений, достижений в развитии крупной и мелкой моторики. Формируются навыки культуры гигиены, быта, а также осознанное отношение к своему физическому росту.
Плановая наполняемость ДОУ – 135 человек. В настоящее время функционирует5групп, которые посещает135 детей:
1. группа раннего возраста;
2. младшая группа;
3. средняя группа;
4. старшая группа;
5. подготовительная группа;
Отопление центральное, канализационная и водопроводная системы функционируют нормально. Все возрастные группы имеют игровые помещения (совмещенные со спальнями) комнаты, прогулочные участки.
Все участки озеленены, имеются однолетние и многолетние растения, кустарники и деревья. На всех участках имеется спортивное оборудование.На территории ДОУ создана спортивная площадка, также оснащённая спортивным оборудование.
В ДОУ имеются музыкальный и физкультурный зал, оснащенный физкультурным инвентарем; медицинский кабинет, изолятор,процедурный кабинет.
Рационально используются групповые помещения и оборудование, пространственно-предметная среда, организация помещений ДОУ создает условия для полноценного развития ребенка.
Анализ результатов медицинского обследования детей, позволил выявить тенденцию к ухудшению состояния здоровья детей, поступающих в дошкольное образовательное учреждение:
Распределение детей 2-3 лет по группам здоровья
Год | I группа здоровья | II группа здоровья | III группа здоровья |
2015 | 13 | 2 |
|
2016 | 11 | 4 |
|
2017 | 8 | 7 |
|
Количество детей, имеющих хронические заболевания
№ п/п | Классификация болезней | Количество детей |
1. | Болезни органов дыхания | 1 |
2. | Болезни ЛОР-органов | 2 |
3. | Болезни органов пищеварения | 2 |
4. | Болезни мочеполовой системы | 1 |
5. | Болезни кожи и подкожной клетчатки | 2 |
6. | Болезни сердечно-сосудистой системы | 0 |
7. | Болезни нервной системы | 8 |
8. | Аллергические проявления | 1 |
9 | Хирургические заболевания | 1 |
Показатели адаптации вновь прибывших детей
Год | Всего поступивших в группы раннего возраста | Всего заболевших в первый месяц | Степень адаптации (кол-во) | ||||||
Легкая | Средняя | Усложненная | |||||||
Кол-во | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |
2014-2015 | 17 | 10 | 58,8 | 9 | 53,0 | 3 | 17,6 | 5 | 29,4 |
2015-2016 | 31 | 11 | 35,5 | 18 | 58,1 | 13 | 41,9 | - | - |
2016-2017 | 2 | - | - | 2 | 100,0 | - | - | - | - |
Диагностика физического развития показала, что многие дети имеют пониженный мышечный тонус с преимущественным отставанием в развитии тонких движений кистей и пальцев рук. Низкий уровень ручной умелости, быстрая моторная истощаемость, снижение координаций движений – все это замедляет развитие продуктивных видов деятельности. Несовершенство нервной регуляции, как возрастная особенность, усугубляется наличием дополнительных проблем. В связи с этим, детям трудно дается быстрота и точность движений, завершение их по сигналу и пр.
Диагностика физической подготовленности детей показывает, что не все дети с успехом овладевают ОВД:
ОВД | М | Д |
% | % | |
1. Бег на скорость (30 м) | 74,8 | 51,8 |
2. Бег на выносливость (90м, 300м) | 76,2 | 64,2 |
3. Прыжки в длину с места | 93,2 | 96,4 |
4. Подъём туловища в сед | 43,6 | 44,9 |
Анализ существующей ситуации позволил сделать вывод о необходимости разработки программы «Здоровья».
Цель -совершенствование педагогических условий физического развития и оздоровления детей в ДОУ.
Задачи программы:
1. Повысить эффективность управления физкультурно – оздоровительной деятельностью ДОУ;
2. Разработать план профилактической работы с детьми;
3. Формироватьу воспитанников представления о здоровом образе жизни.
Планируемый результат:
1 воспитанник, испытывающий потребность к здоровому образу жизни;
2 снижение уровня заболеваемости в ДОУ.
Содержаниепрограммы строится на принципах:
- гуманистический принцип, обеспечивающий развитие личности, способной сохранять свое здоровье;
- деятельностный, предполагающий активное участие ребенка в деятельности, направленной на сохранение своего здоровья;
- принцип систематичности и комплексности в организации физкультурно-оздоровительной и лечебно – профилактической работы с детьми;
- учета общих закономерностей развития детей дошкольного возраста.
Модель структуры программы «Здоровье»
Направления воздействия группируются в четыре основных блока:
1. Укрепление материально-технической базы учреждения.
2. Работа с детьми.
3. Работа с педагогами.
4. Работа с родителями.
Укрепление материально-технической базы учреждения.
Созданная предметно развивающая среда в ДОУ помогает ребенку отыскать область своих интересов, раскрыть потенциальные возможности, утвердиться творчески способной личностью.
В детском саду функционирует музыкальный и физкультурный зал, спортивная площадка, оздоровительные и учебные зоны в групповых комнатах.
Все помещения детского сада оснащены традиционным и нетрадиционным оборудованием, игрушками, пособиями, аудио средствами, настольными и двигательными играми, конструкторами, физкультурным и спортивным оборудованием.
В старших группах имеется мини-лаборатория, материалы которой стимулируют познавательную исследовательскую деятельность детей в зависимости от их возраста и интересов.
Hаличие музыкальных, театральных зон, уголков ряженья, изобразительной деятельности способствуют развитию творческих способностей детей. Здесь они впервые становятся признанными артистами и художниками с высоким чувством собственного достоинства, что помогает ребенку избавиться от чувства неуверенности, закомплексованности, помогает поверить в свои силы и талант.
Уголки природы в группах, зеленые зоны вокруг детского сада помогают детям понять зависимость живой и неживой природы, место и роль человека в окружающем мире, взаимоотношения человека и природы, влияние природы на здоровье человека. Дети ухаживают за цветами, рыбками учатся заботливому отношению к "братьям нашим меньшим",получают первые уроки труда и взаимопомощи.
Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в каждой группе должны быть оборудованы физкультурные уголки. В этих зонах имеются мячи, скакалки, кегли, тренажеры, пособия для развития мелкой моторики рук. В помещениях групп имеются емкости для воды и песка, игры и пособия для поддувания. Hа территории детского сада приоритетным считается наличие свободного пространства для организации подвижных и спортивных игр, самостоятельных занятий физическими упражнениями и свободной двигательной деятельности детей. Разнообразное красочное оборудование этих зон позволяет ребенку найти приложение своих сил и получить удовольствие от движения, добиться успеха каком -либо спортивном снаряде.
Наиболее важное значение в детском саду уделяется созданию психологического комфорта для пребывания ребенка, как в своей группе, так и во всех помещениях детского сада.
С первых шагов малыша в группу его сопровождает внимание и забота воспитателей и нянь. В группе для каждого ребенка найдется место, где он может уединиться, отдохнуть, полистать любимую книжку, послушать сказку или музыку, посмотреть домашний альбом с фотографиями членов семьи, найти занятие по душе. Эти уголки так и называются "уголок уединения".Они находятся в тихом спокойном уголке комнаты, отгорожены от основной комнаты ширмами, оснащены мягкими игрушками, подушками, альбомами, фото и изо репродукциями. Обстановка в группах приближена к домашней: мягкие кресла и диваны, семейные фотографии.
В детском саду учат детей элементам самоанализа и самооценки. Для этого созданы " уголки настроения". Смысл работы в этих уголках помочь ребенку разобраться в себе: какой я сегодня, c чем я сегодня справился и что у меня сегодня не получилось, какое у меня настроение, что послужило его изменению.
Для укрепления дыхательной мускулатуры и профилактики застойных явлений в легких в группах имеются игры и пособия для поддувания и сдувания легких предметов: это "летучие рыбки", пушинки, сказочные птицы, красочные бабочки, снежинки, надувные игрушки, трубочки для бульканья,.
Итак, созданная предметно развивающая среда в ДОУ должна способствовать сохранению укреплению и формированию здоровья детей и педагогов.
В перспективе:
1. Пополнить групповые помещения разнообразным материалом для стимулирования двигательной деятельности
Работа с детьми
Осуществляется воспитателями,младшими воспитателями, медицинскими работниками, музыкальным руководителем. Она включает в себя 11 разделов:
1. Диагностика;
2. Полноценное питание;
3. Система эффективного закаливания;
4. Организация рациональной двигательной активности;
5. Создание условий организации оздоровительных режимов для детей;
6. Создание представлений о здоровом образе жизни;
7. Применение психогигиенических и психопрофилактических средств и методов;
8. Введение гибкого режима
9. Профилактическая работа;
10. Летние оздоровительные мероприятия.
I раздел – Диагностика
Диагностика – комплекс мероприятий (наблюдение, анкетирование, тестирование, и др.), которые помогают глубоко узнать ребёнка “во всех отношениях”, определить исходные показатели психического и физического здоровья, двигательной подготовленности, объективные и субъективные критерии здоровья. В ДОУ проводится мониторинг- т.е отслеживание результатов обследования физического здоровья детей 2-а раза в год в начале и конце учебного года
Медсестра, изучая анамнез развития ребёнка, выявляет часто болеющих детей, страдающих хроническими заболеваниями. Учёт возрастных и личностных особенностей обследуемого совместными усилиями педагогов и медсестры позволяет не только выявить имеющиеся у ребёнка проблемы, трудности, но и его потенциальные возможности.
Так воспитатели группы диагностируют знания, умения, навыки, предусмотренныеООП МБДОУ, наблюдают за поведением ребёнка в повседневной жизни: логопед обследует звукопроизношение ребёнка, состояние его фонематического слуха, слоговую структуру слова, связанную речь; музыкальный руководитель обследует состояние уровня музыкального развития.
Итогом является проведение педагогического совета, на котором обсуждаются диагностические данные по выявленным проблемам у детей, берутся под контроль наиболее сложные дети, намечается дальнейший план индивидуальной работы.
При организации оздоровительной, профилактической и коррекционной работы, учитывая физиологическое и психологическое состояние детей.
II раздел – Полноценное питание
В организации питания придерживаться естественных потребностей ребёнка, исключить насилие. Питание организуется в соответствии с примернымдвацатидевным меню.
Принципы организации питания:
Выполнение режима питания;
Гигиена приёма пищи;
Ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания,
Эстетика организации питания (сервировка);
Индивидуальный подход к детям во время питания;
Правильность расстановки мебели.
III раздел – Система эффективного закаливания
Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение устойчивости к воздействию меняющихся факторов окружающей среды и являются необходимым условием оптимального развития ребёнка.
Основные факторы закаливания:
Закаливающее воздействие органично вписывается в каждый элемент режима дня;
Закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности;
Закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на физкультурных занятиях, других режимных моментах;
Закаливающие мероприятия:
1. Соблюдение температурного режима в течение дня;
2. Правильная организация прогулки и её длительность;
3. Соблюдение сезонной одежды во время прогулок, учитывая индивидуальное состояние здоровья детей;
4. Облегчённая одежда для детей в д/саду;
5. Дыхательная гимнастика после сна;
6. Мытьё прохладной водой рук по локоть, шеи, верхней части груди (индивидуально);
7. Комплекс контрастных закаливающих процедур по дорожке “здоровья” (Игровые дорожки);
Методы оздоровления:
- Дозированный оздоровительный бег на воздухе (в течение года), в т.ч. по дорожкам препятствий;
- Релаксационные упражнения с использованием музыкального фона (музыкотерапия);
- Использование элементов психогимнастики на занятиях по физкультуре;
IV раздел – Организация рациональной двигательной активности
Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребёнка, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями. Укрепление здоровья средствами физического воспитания:
· Повышение устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды;
· Совершенствование реакций терморегуляции организма, обеспечивающих его устойчивость к простудным заболеваниям;
· Повышение физической работоспособности;
· Повышение тонуса коры головного мозга и создание положительных эмоций, способствующих охране и укреплению психического здоровья.
Основные принципы организации физического воспитания в детском саду
1. Физическая нагрузка адекватна возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья.
2. Сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами.
3. Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики, упражнений на повышение выносливости кардиореспираторной системы. Занятия строить с учётом группы здоровья
Формы организации физического воспитания
· Физические занятия в зале и на спортивной площадке с элементами психогимнастики;
· Дозированная ходьба;
· Оздоровительный бег;
· Физкультминутки;
· Физкультурные досуги, праздники, “дни здоровья”;
· Утренняя гимнастика;
· Индивидуальная работа с детьми;
· Логоритмическая гимнастика
Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач:
1. Традиционные;
2. Игровые: в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности;
3. Сюжетно-игровые, дающие более эмоциональные впечатления, например, “Путешествие в весенний лес” и др.
4. Тематические занятия: “Осень в гости к нам пришла”; они могут быть с одним предметом, например, “Поиграй со мной, дружок” (мяч);
5. Занятия-тренировки: закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр;
6. Музыкальные путешествия – тесная интеграция музыки и движений. Дети изображают животных, птиц, подражают их голосам, повадкам.
Исходя из того, что ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра, то все физкультурные занятия в1-й и 2-й младших группах проводить в игровой форме.
Начиная со средней группы в игровой форме рекомендуется проводить физкультурные занятия не чаще 1 раза в неделю.
Важным в занятиях является моторная плотность, которая обеспечивает тренирующий эффект. Так моторная плотность прогулок составляет до 60%, моторная плотность занятий – до 80%
Система физкультурно-оздоровительных мероприятий в детском саду.
Содержание деятельности | Кратность |
| |
Занятия физкультурой | 2 раза в неделю (группа раннего возраста) 3 раза в неделю (дошкольные группы) |
Утренняя гимнастика | Ежедневно |
Гимнастика после сна | Ежедневно |
Физкультурные праздники | 2 раза в год |
Физкультурные досуги | 1 раз в месяц |
Физминутки | Ежедневно на занятиях |
Самостоятельная двигательная деятельность детей | Ежедневно на прогулке, утром и вечером в группе |
Неделя здоровья | 1 раз в год зимой |
Уроки здоровья | 1 раза в квартал |
Минутки здоровья | 1 раз в неделю |
Спортивные игры | 1 раз в неделю со старшей группы |
Дыхательная гимнастика | Ежедневно |
Закаливание: босохождение, расширенное умывание, воздушные ванны, сухое растирания | Ежедневно |
Отработка основных движений | Ежедневно. |
V раздел - Создание условий организации оздоровительных режимов для детей
1. Организация режима дня ребёнка в соответствии с особенностями индивидуально складывающегося биоритмологического профиля.
2. Стереотипно повторяющиеся режимные моменты: время приёма пищи , укладывание на дневной сон; общая длительность пребывания ребёнка на свежем воздухе и в помещениях при выполнении физических упражнений. Остальные компоненты оздоровительного режима – динамические.
3. Полная реализация (по возможности ежедневная) следующей триады: оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.
4. Достаточный по продолжительности дневной и ночной сон детей. Его длительность определяется не возрастом, а индивидуальным проявлением деятельности ряда структур головного мозга.
5. Санитарно-просветительная работа с сотрудниками и родителями.
VI раздел - Создание представлений о здоровом образе жизни
Основная идея – здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в д/саду должна способствовать решению этой задачи. Работа строится по трем направлениям: с детьми, педагогами и родителями.
Задачи работы с детьми:
· привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
· обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
· формирование элементарных представлений об окружающей среде;
· формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
· развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
· формирование представлений о том, что полезно, и что вредно для организма;
· выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умение определить свои состояния и ощущения;
· обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах;
· вести систематическую работу по ОБЖ, выработки знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.
VII раздел - применение психогигиенических и психопрофилактических средств и методов
В настоящее время этот раздел программы приобретает всё большую актуальность, так как многие взрослые люди и дети переходят из состояния физиологического напряжения (стресса – по Г. Селье) в патологическое состояние дистресса, характеризующегося повышенной раздражительностью и утомляемостью, нарушением сна, сниженной работоспособностью.
1. Выявление факторов, способствующих возникновению и развитию стрессовых состояний у детей.
2. Применение психолого-педагогических приёмов, направленных на купирование и предупреждение нежелательных аффективных проявлений. В комплекс этих приёмов входят индивидуальные беседы воспитателей с ребёнком и родителями, применение подвижных, сюжетно-ролевых и особенно режиссёрских игр, музыкотерапия, использование и анализ продуктивных видов деятельности детей.
3. Формирование психологической защищенности методами физической активности, так как важнейшим условием успешного формирования социальных навыков, чувства психологической защищенности , является развитие собственного Я, осознание собственной уникальности и уникальности окружающего мира. В ходе предлагаемых занятий ребенок начинает ощущать свое Я через телодвижения. При этом реализуется принцип так называемого «сопряженного воздействия»: применяемые упражнения позволяют добиваться конкретных изменений в физической сфере (например, физического качества быстроты), которые, в свою очередь, способствуют направленным изменениям в психической сфере (например, быстроте восприятия информации и принятия решения).
4. Обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня каждого ребёнка.
5. Создание благоприятного психологического климата в группах и в ДОУ в целом.
6. Обучение детей приёмам мышечного расслабления – базового условия для аутогенной тренировки.
7. Организация уголка психологической разгрузки в группе (“уединения”).
8. Использование личностноориентированных бесед с детьми с аффективными и невротическими проявлениями.
9. Рациональное применение музыкотерапии для нормализации эмоционального состояния детей и других методов психокоррекции
10. Использование на физкультурных занятиях элементов психогимнастики.
VIII раздел – Коррекционно-педагогическая работа с детьми
Логопедическое коррекционно-педагогическое воздействие направлено на устранение речевого дефекта у детей, а также на предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения (подготовка к обучению грамоте, профилактика дизграфии, совершенствование познавательных процессов и обеспечение личностной готовности к обучению в школе).
Достижение этой цели обеспечивается постановкой широкого круга образовательных, воспитательных, коррекционных и развивающих задач, решение которых осуществляется воспитателями на специальных индивидуальных, фронтальных занятиях, а также создание единого речевого режима в д/саду (контроль за речью детей, в течение всего дня), проведение диагностики (отслеживание) речи детей.
Принципы логопедической работы.
1. принцип систематичности;
2. принцип сознательности и активности, т. е. сознательное, активное отношение ребёнка к своей деятельности, которая зависит от интереса;
3. принцип наглядности – осуществляется путём безукоризненного показа движения педагогом;
4. принцип доступности и индивидуализации – учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей с речевой патологией;
5. основным принципом построения любого логопедического занятия является тесная связь с родителями.
IХ раздел - Гибкий режим.
Психоэмоциональное состояние детей во многом зависит от ритма жизни, который в дошкольном учреждении задается режимом дня. Традиционно в нем указывается время и длительность сна, прием пищи, прогулок, занятий.
С одной стороны, жизнь в заданном ритме как бы должна оказывать положительное воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка, но, с другой — можно наблюдать, что дети нервничают, с нетерпением ждут родителей, перестают слушаться взрослых, хотя те ничем такое состояние не провоцировали. Особенно это заметно в конце недели. Провоцирующим фактором может явиться непродуманный в плане комфортности для психологического состояния ребенка режим дня.
Однообразие будней, привычность ритма, отсутствие неожиданностей, жесткая регламентация деятельности — все это рождает у детей комплекс несвободы и служит стрессовым фактором. Поэтому надо, чтобы режим дня детей в дошкольном учреждении должен быть многовариантным, учитывающим все возможные нестандартные ситуации: плохую погоду, карантины и периоды повышенной заболеваемости.
Специфика режима дня в случае неустойчивой и неблагоприятной погоды заключается в том, что день ребенка эмоционально насыщается, а прогулочной зоной становится все учреждение. Прогулки организуются в зале или на летних верандах. Сквозным проветриванием помещения предварительно остужаются до 14—160, затем открываются внутренние рамы окон, фрамуги. Дети, одетые соответственно температуре зала (с учетом того, что идет постоянный приток прохладного воздуха), находятся в нем минут 40. Воспитатель приносит игрушки, мячи, организует веселые подвижные игры.
В групповой в это время проводятся сквозное проветривание, влажная уборка и на полную мощность включаются бактерицидные светильники. Дети возвращаются в свежеубранное и проветренное помещение.
В течение дня нужно не менее двух подобных прогулок. Кроме того, предусматривается выход детей на 30—40минут за пределы своей групповой, так сказать в гости., ведь там так интересно.
Группам выделяется конкретное помещение для организации прогулки и определяется ее время; указывается время и порядок «хождения по гостям». В каждом помещении детям создаются условия для развивающей деятельности. Режим дня предусматривает обязательно какое-либо музыкальное развлечение. Причем программа его готовится взрослыми заранее. Это могут быть кукольные спектакли или драматические постановки, концерты, веселые аттракционы, сюжетно-игровые занятия с большим количеством персонажей.
Наличие такого предварительно составленного режима позволяет быстро реагировать на изменение ситуации, а его реализация предупреждает вероятность физиологического стресса организма детей в связи с кислородным голоданием и невозможностью в ограниченном пространстве группы создать полноценные условия для удовлетворения естественной потребности ребенка в движении.
В периоды повышенной заболеваемости в режиме дня увеличивается общая продолжительность пребывания детей на свежем воздухе, уменьшается количество занятий с повышенными физическими и интеллектуальными нагрузками. А вот свободное передвижение по дошкольному учреждению резко ограничивается, чтобы было как можно меньше контактов.
Базовый режим МДОУ
Базовый режим дошкольного учреждения разрабатывается его администрацией.
В нем определяются:
— длительность сна для каждой возрастной группы;
— общая длительность прогулки в течение дня (это позволяет воспитателю варьировать продолжительность дневной и вечерней прогулок в связи с планом образовательной работы).
На основании базового режима составляется воспитателем оптимальный режим. Который при этом руководствуются следующими принципами:
1. Понедельник и пятница не должны быть физически и интеллектуально нагружены. Нужно обеспечить ребенку легкое «вхождение» в рабочую неделю и состояние удовлетворенности своим пребыванием в ДОУ
2. Каждый день должен отличаться от предыдущего по характеру игровой и образовательной деятельности, по месту и форме организации занятий.
3. В режиме дня должно быть предусмотрено время для индивидуальных контактов каждого педагога с детьми на основе неформального общения.
5. Ежедневно в режиме дня указывается время игр взрослых с детьми. Причем инициатива в этих играх должна принадлежать ребятам, а взрослым следует ее всячески поощрять.
6. В режиме дня выделено время для проведения профилактических мероприятий, релаксационных и музыкальных пауз.
X раздел – Профилактическая работа
Раздел программы направлен на профилактику заболеваемости детей.
В профилактике гриппа и других ОРЗ важным является как специфическое формирование невосприимчивости к определённым инфекционным вирусам, так и стимуляция неспецифических факторов защиты организма.
Профилактическая работа включает в себя:
1. Финтоцидолечение:а) вдыхание паров лука, чеснока, петрушки- в осеннее- зимний период.
2. Витаминотерапия: С-витаминизация 3-х блюд;
3. Оксолиновая мазь.
Физкультурно-оздоровительную работу осуществляютвоспитатели.
1. Подвижные игры и физические упражнения на улице.
2. Утренняя зарядка.
3. Дыхательная гимнастика после сна.
4. Спортивные игры и соревнования.
5. Элементы точечного массажа и пальчиковые упражнения для укрепления здоровья.
6. Общекорректирующие упражнения.
7. Элементы психогимнастики, релаксации.
Методические рекомендации по оздоровлению.
Проводить мероприятия по формированию у дошкольников мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.
Максимальное обеспечение двигательной активности детей в детском саду на занятиях физкультуры, в перерывах между занятиями, использовать физкультурные минутки, элементы психогимнастики, пальчиковой гимнастики на развивающих занятиях.
Необходимо более широко использовать игровые приёмы, создание эмоционально-значимых для детей ситуаций, обеспечение условий для самостоятельной практической личностно и общественно-значимой деятельности, в которой дети могли бы проявлять творчество, инициативу, фантазию.
Прививать дошкольникам чувство ответственности за своё здоровье.
Обучать дошкольников здоровому образу жизни.
Обучать дошкольников приёмам личной самодиагностики, саморегуляции.
Проводить беседы, валеологические занятия.
XI раздел – Летние оздоровительные мероприятия.
Летний отдых детей оказывает существенное влияние на укрепление организма, на сопротивляемость к заболеваниям, создание положительных эмоций.
Формы организации оздоровительной работы:
· закаливание организма средствами природных факторов: солнце, воздух, вода, сон в трусиках, ходьба босиком;
· физкультурные занятия в природных условиях (на экологической тропе, спортивной площадке);
· физкультурные досуги и развлечения;
· утренняя гимнастика на воздухе;
· витаминизация: соки, фрукты.
Работа с педагогами.
Работа с сотрудниками одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей, построенная на принципах:
· актуализация внимания воспитателей на том, что в педагогической валеологии у них главная социальная роль;
· просветительная работа по направлениям программы “Здоровье” и т.д.
· консультации воспитателей по основам нейрофизиологии;
· обучение педагогов приёмам личной самодиагностики здоровья в физическом, социальном, психическом аспекте, а также методике обучения дошкольников приёмам личной самодиагностики.
Организационные методические мероприятия:
· Знакомство и внедрение в практику работы ДОУ новых программ, технологий в области физического воспитания детей дошкольного возраста.
· Разработка систем физического воспитания основанных на индивидуально-психологическом подходе.
· Внедрение новых технологических методов коррекции и реабилитации в упражнениях для детей с различными видами нарушений в психическом и физическом развитии.
· Внедрение современных методов мониторинга здоровья.
· Разработка критериев комплексной оценки состояния здоровья (психологические и физиологические аспекты).
· Диагностика состояния здоровья детей всех возрастных групп.
· Создание информационной базы по психологическим, педагогическим, экономическим, санитарно-гигиеническим и методическим составляющим здоровья детей.
· Разработка и внедрение психологических, педагогических, валеологических и медицинских методов коррекции.
· Внедрение сбалансированного разнообразного питания.
· Пропаганда здорового образа жизни (проведение конкурсов, распространение рекламно-информационной литературы).
· Обучение дошкольников здоровому образу жизни, приёмам личной самодиагностики, саморегуляции, проведение бесед, валеологических занятий, привитие дошкольникам чувства ответственности за своё здоровье.
Работу с педагогами условно делить на 3 блока:
I блок: Состояние образовательного процесса и состояние здоровья
· разработка критериев комплексной оценки состояния здоровья (психологические и физиологические аспекты);
· диагностика состояния здоровья всех возрастных групп;
· диагностика среды жизнедеятельности ребёнка, включая образовательную, психологическую, семейную среду и экологию места обитания;
· создание информационной базы по психологическим, педагогическим, экологическим, санитарно-гигиеническим и методическим составляющим здоровья детей.
II блок: Разработка комплексной стратегии, направленной на улучшение состояния здоровья детей.
· пропаганда здорового образа жизни (проведение конкурсов, распространение рекламно-информационной литературы,)
III блок: Оценка эффективности мероприятий направленных на улучшение состояния здоровья:
· создание методов оценки социально-психологической и экономической эффективности программы.
Работа с родителями.
Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями.
Задачи работы с родителями:
1. Повышение педагогической культуры родителей.
2. Пропаганда общественного дошкольного воспитания.
3. Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
4. Установка родителей на совместную работу с целью решения всех психолого-педагогических проблем развития ребёнка.
5. Вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, через психологические тренинги, консультации, семинары.
6. Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Использовать следующие формы работы с родителями: .
1. Проведение родительских собраний, семинаров-практикумов, консультаций.
2. Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.
3. Дни открытых дверей.
4. Показ занятий для родителей (как уже посещавших дошкольное учреждение, так и для вновь прибывших).
5. Совместные занятия для детей и родителей.
6. Круглые столы с привлечением специалистов д/сада иДГБ № 8(логопеда, медицинскую сестру и др.).
7. Организация совместных дел.
Для успешной работы с родителями используется план изучения семьи:
1. Структура семьи и психологический климат (сколько человек, возраст, образование, профессия, межличностные отношения родителей, отношение родителей к детям, стиль общения).
2. Основные принципы семейных отношений (гуманизм или жестокость, ответственность или анархия, взаимное доверие или подозрительность, взаимопомощь или невнимание и т. п.).
3. Стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают – положительные или отрицательные; причины семейных конфликтов и отрицательных переживаний родителей и детей.
4. Социальный статус отца, матери в семье; степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребёнка.
5. Воспитательный климат семьи, уровень педагогической культуры, подготовленность родителей, знание своего ребёнка, адекватность оценок своего поведения.
Методы, используемые педагогами в работе:
1. Анкета для родителей.
2. Беседы с родителями.
3. Беседы с ребёнком.
4. Наблюдение за ребёнком.
5. Изучение рисунков на тему: “Наша семья” и их обсуждение с детьми.
6. Посещение семьи ребёнка.
В перспективе:
1. Продолжить проведение совместных мероприятий: “дней здоровья”, туристических походов, праздников, субботников.
2. Для обогащения родителей знаниями о малыше разработать серию семинаров-практикумов “Давайте узнавать малыша вместе”, с привлечением специалистов.
План мероприятий на 2018-2021 годы
Мероприятия | сроки проведения | ответственные |
Комплекс мероприятий, направленных на снижение адаптационного стресса. | ||
Работа с воспитателями. | ||
Проведение семинара-практикума на тему «Готовимся принять детей в детский сад» Занятие № 1 Вопросы: -дети группы риска; -ведение листов адаптации. Занятие № 2 Вопросы: -создание благоприятного психологического климата; -организация предметной среды в период адаптации; - сотрудничество с родителями в адаптационный период. | Июнь 2010 | Зам.зав. по ВМР |
Работа с родителями «Школа молодых родителей» | ||
Для обсуждения графика поступления ребенка в детский сад (на выбор руководителя) провести: - Индивидуальное собеседование с родителями. -Групповое родительское собрание. -День открытых дверей. | Август (ежегодно) | Заведующая Зам.зав. по ВМР |
Проведение цикла занятий «Школа молодых родителей». Цель – подготовка ребенка к посещению детского сада, знакомство с требованиями детского сада. Примерные темы цикла: 1.Адаптация малыша в детском саду. 2.Распорядок дня развивает чувство времени. 3.Организация правильного питания. 4.Сон–основа здоровья малыша. 5.Эти вредные привычки. 6.Привитие культурных и гигиенических навыков. | Май-июнь (ежегодно) | Заведующая Воспитатели |
Кратковременные посещения ребенком и мамы детского сада (группового участка). | До поступления в детский сад (ежегодно) | Зам.зав. по ВМР |
Анкетирование родителей. | Во время приема детей (ежегодно) | Воспитатели |
Индивидуальные консультации для родителей. | Специалисты детского сада | |
Контроль за проведением адаптации | ||
Психолого– педагогический контроль. | В течение адаптации (ежегодно) | Зам.зав. по ВМР |
Заседание ПМПк | По итогам адаптации (ежегодно) | Заведующая |
Профилактика гриппа и ОРВИ | ||
Мероприятия, проводимые в период сезонных подъемов. | ||
Вакцинопрофилактика сотрудников, воспитанников детских садов | Октябрь – ноябрь (ежегодно) | Заведующий |
Работа по адаптации детей раннего возраста. | В период формирования групп (ежегодно) | Заведующая Зам.зав. по ВМР |
Закаливающие процедуры | В течение года (ежегодно) | Воспитатели |
С – витаминизация пищи | В течение года (ежегодно) | Завхоз |
Фитотерапия в ДОУ. | В течение года (ежегодно) | Заведующая |
Мероприятия, проводимые в период эпидемического подъема. | ||
Комплекс карантинных мероприятий в детских садах. | В период эпид. подъема | Заведующая |
Санитарно – просветительская работа. | В период эпид. подъема | Заведующая |
Профилактика острых кишечных заболеваний. | ||
Организационные мероприятия | ||
Проведение семинара с персоналом дошкольного образовательного учреждения по патологии желудочно-кишечного тракта у детей и методах профилактики. | Май-июнь (ежегодно)
| Заведующая |
Проведение занятия с персоналом по предупреждению заноса ОКИ в дошкольные образовательные учреждения и организация и проведения комплекса мероприятий по ликвидации очагов. | Май-июнь (ежегодно)
| Заведующая |
Санитарно-противоэпидемические мероприятия | ||
Изоляция заболевшего ребенка ОКИ. | постоянно | Заведующая |
Немедленная организация и проведение заключительной дезинфекции. | Постоянно | Заведующая |
Контроль за питанием и питьевым режимом в дошкольных образовательных учреждениях. | Постоянно | Заведующая Завхоз |
Создать запас моющих и дезинфицирующих средств на летний период. | Июнь (ежегодно)
| Заведующая Завхоз |
Гигиеническое обучение. | ||
Провести цикл бесед с родителями детей по профилактике соматической и инфекционной патологии желудочно-кишечного тракта. | Июнь – сентябрь (ежегодно)
| Зам. зав. по ВМР |
Санитарно – просветительные мероприятия. | ||
Проведение индивидуальных и коллективных бесед с родителями | Ежегодно | Зам.зав. по ВМР |
Гигиеническое воспитание родителей по профилактике энтеробиоза у детей. | Постоянно | Медсестра |
Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата. | ||
Создание предметно-развивающей среды. | постоянно | Зам.зав. по ВМР Воспитатели |
Соблюдение санитарно-гигиенических требований (режим, мебель, условия). | Постоянно | Администрация ДОУ |
Разработка и внедрение комплексов игр | Постоянно | Зам.зав. по ВМР |
Формирование у детей установок, навыков, способов и приемов, направленных на сохранение и укрепление здоровья. | Постоянно | Воспитатели |
Организация питания. | ||
Обеспечение хранения продуктов на складах детских садов в соответствии санитарно – гигиеническим требованиям. | постоянно | Завхоз |
Составление меню – раскладки согласно централизованного меню с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. | постоянно | Завхоз |
Организация непрерывного процесса приготовления пищи согласно технологических карт. | постоянно | Заведующий |
Контроль за закладкой продуктов, выходом блюд и реализацией готовой пищи (раздача, режим питания, сроки). | постоянно | Заведующая Медицинская сестра |
Контроль за санитарным состоянием пищеблока и складских помещений. | постоянно | Заведующая Медицинская сестра Завхоз |
Организация питания детей в группе (режим, гигиена питания, эстетика) | постоянно | Зам.зав. по ВМР |
Контроль за организацией питания детей в группе. | постоянно | Зам.зав. по ВМР |
Организация работы с родителями, санитарно – просветительская работа. | постоянно | Зам.зав. по ВМР |
Контроль за выполнением централизованного меню, выполнения ассортимента | постоянно | Заведующий |
Воспитательно-оздоровительная работа | ||
Основные направления | ||
Реализация комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы | постоянно | Зам. зав. по ВМР
|
Оптимизация двигательного режима | Постоянно | воспитатели |
Создание оздоровительного режима, используя комплексную систему воспитательно-оздоровительной работы. | Постоянно
| Зам. зав. по ВМР |
Диагностика состояния здоровья детей | Постоянно
| Медсестра Зам. зав. по ВМР |
Диагностика состояния речи детей | 2 раза в год | логопед |
Создание условий | ||
Подбор мебели согласно ростовым показателям
| заведующая завхоз | Ежегодно (август) |
Дополнительное оборудование спортивного зала (приобретение спортивных модулей, мячей, приобретение спортивного инвентаря) | ежегодно (по мере финансир-ия)
| заведующая завхоз
|
Создание коррекционно-развивающей среды в группах | постоянно | воспитатели Зам.зав. по ВМР |
Повышение профессионально-педагогической квалификации педагогов
| постоянно | Зам. зав. по ВМР |
Методическая работа | ||
Проведение тематических педсоветов | 1 раз в год | заведующая |
Проведение семинаров для воспитателей специалистами ДОУ: |
| Зам. по ВМР |
“Проведение утренней гимнастики, гимнастики после дневного сна с использованием музыкального сопровождения | постоянно | Воспитатели, муз. руководитель |
“Возрастные кризисы развития и условия, способствующие их благополучному разрешению” | 1 раз в год | Зам.зав. по ВМР |
“Профилактика плоскостопия у детей” | 1 раз в год | Зам.зав. по ВМР |
“Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ” | 1 раз в год | медсестра |
Проведение консультаций для воспитателей специалистами ДОУ |
|
|
а) “Подвижные игры и их влияние на физическое развитие детей” б) “Совершенствование основных видов движений в повседневной жизни” | октябрь март | Зам.зав. по ВМР |
а) “Развитие речемоторных зон через проведение пальчиковых гимнастик” б) “Этапы развития фонематического слуха и овладение навыками звукослогового анализа” | сентябрь декабрь | логопед |
а) “Воспитывать в детях уверенность в себе” “Как обеспечить эмоциональное благополучие ребенка” | ноябрь январь | Зам.зав. по ВМР |
Оздоровительные мероприятия | ||
Закаливающие мероприятия в повседневной жизни и специально организованной | постоянно
| воспитатели |
Проведение физкультурных занятий различной формы, спортивных праздников и соревнований | постоянно
| Зам.зав. по ВМР воспитатели |
Проведение гимнастики после сна, использование музыкального сопровождения для засыпания и пробуждения детей (релаксация) | постоянно
| воспитатели медсестра |
Проведение “Дней здоровья” | 1 раз в квартал | музыкальный руководитель воспитатели |
Работа со здоровыми детьми | ||
Диагностика состояния здоровья детей | сентябрь- март | медсестра |
Закаливающие мероприятия (проветривание, прогулки, прием детей на улице, физкультурные занятия) | постоянно | воспитатели |
Рациональная организация двигательной активности детей и соблюдение теплового режима | постоянно | медсестра воспитатели |
Витаминизация третьих блюд | постоянно | Медсестра Завхоз |
Профилактические мероприятия по предупреждению гриппа | по плану | медсестра |
Работа с детьми группы риска | ||
Создание индивидуальных программ для профилактики нарушений ОДА | ноябрь | Зам. зав. по ВМР |
Проведение дыхательной гимнастики | постоянно | воспитатели
|
Работа с родителями | ||
Консультация по проблемам оптимизации двигательного режима и профилактике нарушений осанки и опорно-двигательного аппарата | ежемесячно
| воспитатели
|
Консультации по предупреждению нарушений речи у детей и коррекции ее недостатков
| постоянно
| воспитатели
|
Создание библиотеки передвижки по пропаганде здорового образа жизни | постоянно
| Зам.зав. по ВМР воспитатели
|
Проведение “Дня открытых дверей” для родителей | 1 раз в год | воспитатели Зам.зав. по ВМР |