программа по нетр. рисованию

Пояснительная записка.

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов дошкольного образования относится
создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого
потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми
и миром.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на
эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид
познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького
ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной
ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем
утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на
развитие эстетического отношения детей к действительности.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в
единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в
дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и
отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе
художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность –
это достояние всего общества.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического
воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью
ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое
восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и
развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в
пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация
глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности
обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое,
интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать
задачи подготовки детей к школе.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно –
творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных,
печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое
настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках
задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания
и эстетического восприятия.
Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую
ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои
фантазии.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с
детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогамипрактиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и
творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные
сочетания материалов и инструментов.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они
открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению
в целом.
Организация деятельности кружка.

Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия от 25 до 40 минут.
Цель: Развитие коммуникативных, языковых, интеллектуальных и художественных
способностей в процессе комментированного рисования, формирование всех психических
процессов, развитие художественно – творческих способностей и положительно –
эмоционального восприятия окружающего мира.
Задачи:


Обучающая: учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и
художественные способности в процессе рисования.



Развивающая: развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать

потребность в самоутверждении.


Воспитательная: формировать положительно – эмоциональное восприятие

окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.
Методы организации занятий:



Использование музыкальных произведений;



Упражнения;



Игры;



Рассказы;



Беседы;



Художественное слово;



Объяснение;



Пояснение;



Наблюдение;



Рассматривание;



Показ образца;



Показ способов выполнения и др.

Все методы используются в комплексе.
Развитию детского изобразительного творчества способствует использование приёмов
нетрадиционного рисования. Вот некоторые из них:
«Пальцевая живопись» - краска наносится пальцами, ребёнок опускает пальчик в гуашь и
наносит точки, пятнышки на бумагу. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь
легко смывается.
«Рисование ладошкой» - ребёнок опускает свою ладошку в плоскую розетку с гуашью и
делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.
После работы руки вытираются салфеткой и смываются.
«Оттиск печатками» - Для этого изображение вырезается из картофеля, ластика, плотного
поролона, либо используются пробки разного диаметра, листочки растений. Ребёнок прижимает
печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.
«Рисование методом тычка» - ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге,
держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь
контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
«Оттиск мятой бумагой» - ребёнок прижимает мятую бумагу к штемпельной подушке с
краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются цвет и смятая бумага.
Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
«Рисование ватными палочками» - карандашом нанесите рисунок на бумагу. Ребёнок
опускает ватную палочку в гуашь и наносит точки, пятнышки. Сначала можно нарисовать по
контуру, а затем заполнить весь рисунок точками. Для каждой новой краски берите новую
палочку.
Монотипия – Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он
отпечатывается на другую поверхность. И сколько бы отпечатков мы не делали, каждый раз это
будет новый, неповторимый отпечаток.
Свободное дуновение (Кляксография)- на жидкую краску, предварительно нанесённую на
бумагу, можно подуть в разных направлениях. Чтобы получить спонтанные формы, можно
использовать любую трубочку, например, пустой корпус шариковой ручки.
Ниткография - монотипия полученная с помощью цветовой нити. нитка, пропитанная
краской, фиксируется на бумаге, которая потом складывается. конец нитки остаётся за пределами
сложенной бумаги, а при вытягивании оставляет цветовой след на её поверхности.
Рисование мыльными пузырями - улучшает творческую фантазию, помогает видеть сходства
между на первый взгляд, ничем не похожими предметами.
Граттаж - это способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым
инструментом бумаги или картона, залитых тушью.
Фроттаж - Для рисования в этой технике потребуется лист бумаги, который располагается на
плоском рельефном предмете. Затем по поверхности бумаги нужно начать штриховать

незаточенным цветным или простым карандашом. Результат - оттиск, имитирующий основную
фактуру.

Цель программы:
Развивать художественно-творческие способности у детей от 3 до 7 лет через
нетрадиционные техники рисования.
Программа ориентирована на разностороннее развитие ребенка, реализуемое через его
потенциальные возможности; на вовлечение в творчество; направлена на удовлетворение
потребностей растущей личности в разностороннем развитии посредством знакомства с
нетрадиционными техниками рисования. В программе используются самодельные инструменты,
природные и бросовые материалы.
Задачи: 1. Знакомить детей с разными нетрадиционными техниками изображения:
-рисование пальчиками
-рисование ладошкой
-рисунок из ладошки
-тычок ватной палочкой
-отттиск пробкой, печатками, печатками из ластика, паролоном, смятой бумагой
-печать по трафарету, листьями
-восковые мелки+акварель
-акварель на мятой бумаге
-монотипия предметная, пейзажная
-кляксография обычная
-раздувание краски
-черно-белый, цветной граттаж
-тиснение
-тычкование
-набрызг
-обрывание, скатывание бумаги
-рисование веревочкой
2. Поощрять и поддерживать творческие находки детей в использовании нетрадиционного
материала.
3. воспитывать у детей умение утверждать вою личностную позицию в художественнотворческой деятельности с использованием нетрадиционных техник изображения.
Планируемые результаты освоения детьми программы дополнительного рисования:
1. В конце учебного года дети в изобразительной деятельности самостоятельно используют
нетрадиционные материалы, инструменты
2. Ребенок понимает возможности разных материалов с разной структурой и их
возможности (бумага, ткань, нитки, тиснение)
3. Овладевает техникой тычка, осознает ритм
4. Овладевает техниками с жидкой и густой краской
5. Овладевает монотипией, граттаж, фотокопия, проступающий рисунок
6. Проявляются творческие находки
7. Стремление к самостоятельному решению задач

8. Умение утверждать свою личностную позицию в художественно-творческой деятельности
с использованием нетрадиционных техник рисования.
Перспективное планирование.

Сказка про
краску

Осенние
Деревья.
Рисунки из
ладошек

Октябрь

Октябрь

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Тема занятия

Сентябрь

Месяц

Программное содержание

Волшебные
листья.
Печатание
листьями

Нарисуй портрет
на
ладошке.
Рисунок из
ладошки

Оборудование

Познакомить со свойствами различных
художественных материалов; вызвать у
детей интерес к изобразительному
искусству; научить отдельным приемам
работы кистью и карандашом.

1. Рассказ педагога.
2. Худ. слово.
3. Беседа.
4.Физминутка
5.Практическая работа.
6.Итог.

Различные виды
бумаги, краски,
цвет карандаши

Познакомить с техникой рисования с
помощью руки. Развивать
пространственное мышление.

1.Беседа по картине
И.Левитана «Золотая осень.
2.Показ рисования.
3.Самостоятельное рисование
детей.
4.Итог.

Бумага,краски,
гуашь, кисти.

Закрепить понятия об основных и
дополнительных цветах, создать
Гостинцы осени эмоционально
приподнятое настроение при решении
изобразительных загадок.

Теплая картина

Методические приемы

1.Вступительная
беседа.
2.Худ. слово.
3.Физминутка
4.Самостоятельная деятельность
детей.
5.Итог.

Различные
овощи, бумага,
краски.

Формировать умение смешивать
основные
цвета и получать новые.
Изображать по замыслу с учетом
теплого цвета. Различать холодные и
теплые цвета.

1.Игра «Хоровод красок».
2.Худ. слово.
3.Физминутка
4.Самостоятельная деятельность
детей
5.Итог

Формировать умение создавать рисунки
путем
прикладывания листьев, формировать
эстетическое отношение к
действительности, развивать
наблюдательность.

1.Вступительная
беседа.
2.Худ. слово.
3.Физминутка
4.Самостоятельная деятельность
детей.
5.Итог.

Рисунки –
образцы листья,
гуашь, кисти,
бумага.

1.Рассматривание картинки с
эмоциями.
2.Рассматривание ладони.
3.Пальчиковая гимнастика.
3.Беседа
4.Самостоятельная деятельность
детей.
5.Итог.

Рисунки –
образцы, гуашь,
кисти, бумага.

Формировать умение обводить свою
ладонь.
Развивать творческую фантазию.
Изображать настроение человека.

бумага, краски,
гуашь, кисти

Октябрь

Разноцветные зонты.
Печать по
трафарету

Декабрь

Ноябрь

Ноябрь

Ноябрь

Ноябрь

Октябрь

Кто спрятался?
Рисунок из
ладошки.
(животные)

Осенний лес.
(Монотопия)

Познакомить с новым методом –
печатанью по трафарету. Развивать
чувство ритма.

1.Загадывание загадок
2.Вступительная беседа.
Силуэты зонтов,
3.Физминутка
краски,
4.Самостоятельная деятельность
трафареты
детей.
узоров, поролон,
5.Итог.
гуашь.

Познакомить с техникой рисования с
помощью руки.
Развивать пространственное
мышление, воображение, фантазию.

1. Загадывание загадок
2.Вступительная беседа.
3.Самостоятельная деятельность
детей. 4.Пальчиковая
гимнастика.
5.Итог.

Формировать умение детей рисовать на
одной половине бумаги,
сворачивать лист бумаги пополам и
получать
отпечаток на второй
половине предварительно смоченной
водой.

Формировать умение компоновать
Мамин компот. изображения в ограниченном
пространстве,
формировать видение
(Штамп яблоком) композиции, развивать воображение и
фантазию.

Путешествие по
радуге

Ежик.
(пластиковая
вилка)

Осенняя
фантазия.
Паспарту

Бумага, краски,
простые
карандаши
кисти

1.Чтение стихотворения
2.Беседа.
3.Физминутка
4.Самостоятельная деятельность Бумага,краски,
простые
детей.
карандаши
5.Итог.
кисти, поролон.
1.Беседа
2.рассматривание картинки.
3.Пальчиковая гимнастика.
4.самостоятельная деятельность
детей.
5.итог

Шаблон банки
из бумаги,
краски, яблоки

Познакомить с чудесным свойством
цвета преображать
окружающий мир, с
теплыми и холодными цветами.

1.Рассматривание картинки с
эмоциями. 2.Рассматривание
ладони. 3.Физминутка
4.Худ. слово.
5.Самостоятельная деятельность
детей.
Бумага,
6.Итог
краски,

Познакомить с новым методом –
рисование вилкой. Развивать внимание,
воображение.

1.Загадывание загадки.
2.Чтение рассказа Е. Чарушина
«Еж». 3.Самостоятельная
деятельность детей.
4.Пальчиковая гимнастика
5.Итог

Краски, кисти,
бумага,
карандаши, пл.
вилка

Предоставить детям возможность для
самореализации, творения.
Настраиваем группу на положительные
эмоции.

1.Беседа.
2.Чтение рассказа В.
Берестова
3.Самостоятельная
деятельность детей.
4.Физминутка
5.Итог.

Заготовленные
шаблоны,
клей, краски,
кисти, бумага.

Декабрь
Декабрь
Декабрь
Декабрь
Январь

Развивать чувство прекрасного, умение
Дерево колдуньи передавать свои
(фантазия)
впечатления, полученные ранее.
Воспитывать
самостоятельность в создании образа.
рисование +
аппликация
Развивать творческую фантазию.

1.Вводная беседа.
2.Рассматривание.
3.Самостоятельная деятельность
детей.
4.Пальчиковая гимнастика
5.Итог

Учить эстетическому восприятию
природы,
средствам передачи
(На мятой бумаге) выразительности пейзажа проявлять
творчество, фантазию.

1.Беседа
2.Ознакомление с готовой
работой.
3.Подготовка рабочего листа.
4.Физминутка
5.Самостоятельная деятельность
детей.
6.Итог

Зимний лес

Как прекрасен
этот мир
(Рисование)

Первый снег.
Рисование
пальчиками

Снежинки.
(Набрызг)

Январь

Январь

Елочка –
нарядная.
(Оттиск
поролоном,
рисование
пальчиками )

Узоры на окне.

Февраль

Зимняя сказка
(рисование
пальцами, печать
по трафарету)

Цвет бумага,
краски,
бумага, клей

Бумага,
влажная
салфетка,
краски, кисти

1.Рассказ педагога.
2.Худ. Слово.
3.Беседа.
4.Пальчиковая гимнастика.
5.Практическая работа.
6.Итог.

Бумага,
краски,
карандаши,
иллюстрации

Формировать умение рисовать дерево
без
листьев, снег изображать
пальчиками, развивать инициативу,
учить составлять композицию.

1.Вступительная беседа.
2.Худ. слово.
3.Самостоятельная деятельность
детей.
4.Итог.

Бумага,
краски,
карандаши,
иллюстрации

Формировать умение с помощью
трафарета
снежинок делать набрызг
с помощью зубной щетки.
Развивать чувство композиции.
Развивать длительный плавный выдох.

1.Беседа
2.Чтение стихотворения
«Снежинка»
3.Рассматривание.
4.Самостоятельная деятельность
детей.
5.Итог.

Бумага,
трафарет,
зубная щетка,
палочка

Формировать умение рисовать ель,
закрепить умение изображать елочные
игрушки с
помощью печаток.
Воспитывать эстетическое восприятие
природы.

1.Чтение стихотворения.
2.Показ приемов рисования.
3.Самостоятельная
деятельность детей.
4.Пальчиковая гимнастика
«Елочка»
5.Итог.

гуашь,
печатки,
кисти, бумага.

Отрабатывать технику закрашивания.
Продолжать закреплять правильно
держать кисть и набирать краску,
развивать творческие способности и
воображение.

1.Чтение стихотворения.
2.Показ приемов рисования.
3.Самостоятельная деятельность
детей.
4.Итог.

Ватман,
краски, кисти.

Упражняться в печати по трафарету.
Закреплять умение рисовать
пальчиками. Развивать чувство
композиции.

1.Загадывание загадки.
2.Показ приемов рисования
3.Самостоятельная деятельность
детей.
4.Итог.

Трафарет,
краски, бумага

Развивать воображение, творчество,
учить
передавать образ природы в рисунках,
использовать различные способы.

Познакомиться с элементами росписи
«Гжель». Составлять узор в круге.
Развивать чувство композиции.
Совершенствовать умения в техниках.

(Точки ватными
палочками)

Карандаши,
гуашь, кисти,
книга со
сказкой

1.Чтение отрывков из стихов.
2.Описание детьми леса.
3.Показ рисунка.
4.Самостоятельная деятельность
детей.
5.Итог.

Бумага, гуашь,
кисти,
карандаши.

Март

Развивать воображение, творчество.
(Восковые мелки + Совершенствовать умения в техниках,
Вызвать
акварель)
интерес к рисованию, стремление

1.Чтение
стихотворения про воздушный
шарик.
2.Беседа.
3.Самостоятельная деятельность
детей.
4.Итог.

Бумага,
восковые
мелки,
акварель, кисти

Формировать умение изобразить веточку
мимозы более
Ветка мимозы
реалистично, применяя и тем самым
закрепляя технику Пуантилизм
Ватные
(рисование
точками) и рисование
палочки\же сткая
жесткой кистью, передавая рельефность
кисть
листьев.

1.Чтение стихотворения
2.Самостоятельная деятельность
детей
3.Игра
4.Итог.

Формировать умение рисовать состояние
погоды,
совершенствовать
цветовосприятие отбором оттенков.
Научить
складывать лист пополам, на одной
стороне
рисовать пейзаж, на
другой получать его отражение в озере.

1.Загадывание загадок.
2.Рассматривание картин.
3.Беседа.
4.Самостоятельная деятельность
детей.
5.Итог.

Формировать умение рисовать с натуры,
передавать форму вазы и ветки, учить
рисовать листья.

1.Показ модели ветки. 2.Чтение
стихотворения.
3.Самостоятельная деятельность
детей.
4.Итог.

Февраль

Февраль

1.Показ иллюстрации жарптицы из сказки
Ершова «конекгорбунок» и чтение отрывка о
ней.
2.Объяснение
3.Самостоятельная деятельность
детей.
4.Итог.

Март

Раскрасить заранее заготовленное перо
для жар-птицы, не выходя за контур.
Отрабатывать
Сказочная Жар –
технику закрашивания.
птица
Продолжать закреплять правильно
держать кисть и набирать краску,
(коллектив-ная
развивать творческие способности и
работа)
воображение.

Ватная
1.Показ изделий народного
палочка,
промысла.
Изделия в
2.Объяснение.
росписи
3.Самостоятельная деятельность
«Гжель»,
детей.
бумага, гуашь,
4.Итог.
кисти.

Март

Февраль

Узоры на
тарелочке

Волшебница-зима.

Учить эстетическому восприятию
природы,
средствам передачи
выразительности пейзажа проявлять
творчество, фантазию.

Март

Воздушный
шарик в небе.

Ранняя весна.

Ветка с первыми
листьями
(Жесткая кисть)

Бумага,
краски,
кисти,
жесткая
кисть,
карандаши.

Бумага,
краски,
кисти.
Бумага,
краски,
кисти,
карандаши,
ветки в
вазе.

Март
Апрель
Апрель
Апрель
Апрель

Весеннее Солнце.
(коллективн ая
работа)
Рисунки
ладошками

Грачи прилетели.
(Штамп из
картошки)

В гостях у
народных
мастеров.

Мой маленький
друг
(техника тычка)

Одуванчик
(Пластиковая
вилка)

Май

Бабочка
(Предметная
монотипия)

Вызвать положительные эмоции у детей
от
собственного вклада и от общей
коллективной работы.

1.Рассматривание иллюстраций.
2.Чтение
стихотворения про солнце.
3.Пальчиковая гимнастика.
4.Самостоятельная деятельность
детей.
5.Итог.

Ватман,
краски,
кисти.

Развивать чувство композиции,
упражнять в комбинировании
различных техник рисования

1.Загадывание загадок.
2.Показ картинок.
3.Беседа.
4.Самостоятельная деятельность
детей.
5.Итог.

Штампы,
бумага,
краски,
кисти.

Расширить эстетическое представление
о мире природы на примере
изделий народных
мастеров. Дать
графические умения и навыки о новой
технике.
Формировать умение рисовать собак,
расширять знания о
домашних животных.
Познакомить с техникой рисования
тычком
полусухой жесткой
кистью. Формировать умение
имитировать шерсть животного,
используя создаваемую
тычком фактуру как средство
выразительности.
Формировать умение наносить рисунок
по всей поверхности бумаги.

1.Беседа – рассказ.
2.Рассматривание росписей.
3.Показ приемов рисования.
4.Самостоятельная деятельность
детей.
5.Итог.

1.Чтение стихотворения
2.Показ картины. рассматривание.
3.Самостоятельная деятельность
детей
4.Итог.

1.Чтение стихотворения
2.Показ
картинку.
рассматривание.
Закрепляем навык рисования пл. вилкой.
3.Самостоятельная деятельность
детей
4.Итог.
Совершенствовать умение детей в
технике
предметной монотипией, формировать
умение
соблюдать симметрию.
Развивать пространственное мышление

1.Загадывание загадок.
2.Беседа.
3.Самостоятельная деятельность
детей.
4.Итог.

Народные
изделия,
бумага,
карандаши,
краски,
Шаблон
ложка.

Краски,
кисти,
Жесткая
кисточка,
бумага
Бумага,
карандаши,
краски,
кисти,
пл.вилка

Бумага,
гуашь,
кисти.

Русские
матрешки

Май

Май

Подводный мир –
осьминожки
(коллективная
Формировать умение обводить ладони и
работа)
пальцы простым карандашом,
дорисовывать детали.

Итоговая
выставка
рисунков.

Познакомить с особенностями русской
игрушки, расписывания
их; развивать творчество, фантазию.
Рассмотреть с детьми рисунки.
Рисование по замыслу.

1.Загадывание загадок.
2.Беседа.
3.Самостоятельная деятельность
детей.
4.Итог.

Рулон
обоев,
картинки
морского
дна,
краски,
кисти,
карандаши.

1.Беседа.
2.Рассматривание матрешек.
3.Самостоятельная деятельность
детей.
4.Итог.

Силуэты,
образцы,
кисти,
краски.

1.Беседа.
2.Самостоятельная деятельность
детей
3.Итог

Рисунки
детей за
год

Итого: 36 часов.

Формы и способы проверки результатов.



Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.



Тематические выставки в ДОУ.



Участие в городских и выставках, и конкурсах в течение года.



Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.



Оформление эстетической развивающей среды в группе.

Календарно - учебный график
Дополнительная общеразвивающая программа по ИЗО
«Рисование нестандартными техниками»
№
п/п

I.

Месяц
сентябрь
2024- май
2025

Число

Время
занятия

По
календарю.

От 25 до
40 мин

Форма занятия

Игровые
упражнения,
конструирование

Тема
занятия

Место
проведения

Форма
контроля

Согласно
плану.

Отдельный
кабинет

Просмотры
индивидуальных
и коллективных
работ

Организационно-педагогические условия
Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей детей до 7-го года
жизни.
Срок реализации программы: 9 месяцев (сентябрь-май)

Режим занятий: занятия проводятся два раза в неделю от 20 мин до 40 мин (в зависимости от
возраста подгрупп)
Наполняемость групп: до 10 человек
Формы организации деятельности воспитанников на занятии: фронтальная;
Структура состоит из двух частей:
1. Обучающая – по длительности 1/3 часть общего времени занятия.
2. Творческая – по длительности 2/3 общего времени занятия.
Основные принципы работы
1. Принцип интеграции детской художественной деятельности (изобразительной, речевой,
игровой)
2. Принцип связи изобразительного искусства с окружающей природой
3. Принцип сотворчества педагога и детей
4. Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений
5. Практические – в игровой форме
6. Наглядные методы и приемы наблюдений, рассматривание
7. Использование приема транслирования информации
8. Основной участник рисования – ребенок
9. Педагог старается помочь ребенку правильно формулировать мысли
10. Педагог не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показывает плсредствам
изобразительной деятельности.
В результате работы по программе дети:
- узнают много об окружающем мире, тк занятия проходят по определенным и тематическим
темам
-учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы
-учатся рисовать различными материалами
-используют равные дополнительные материалы (паетки, пластилин, бусины и тд)
- экспериментируют
-развивается связная речь
Учатся уважительному отношению к работам товарищей и объективной оценки своей работы.
Учебно-тематический план
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Содержание программы
отпечатывание
Трафаретное рисование
Проступающий рисунок
Рисование тычком
Пальчиковое рисование
Смешение техник
Кляксография/каракулеграфия
Раздувание краски
монотипия
набрызг

Кол-во часов
2
3
3
4
2
16
7
3
2
1

граттаж
батик
соль
нитки
витраж
Скомканная/рваная бумага
Цветное пятно

11
12
13
14
15
16
17
итого

1
1
1
4
3
2
60

Методическая литература:

1.

Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.

2.

Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие.
Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.–
256с.

3.

Ветрова Т. Н. ТРИЗ в изодеятельности. – Наб. Челны. 2007. – 80с

4.

Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по
изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.

5.

Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников:
методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.
Просвещение, 2006. – 192с.

6.

Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004 – 128с.

7.

Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста:
Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 –
128с.

8.

Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство «МозаикаСинтез»,
2007г.

9.

Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри»,
2005. – 256с.

10. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
11. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель»,
2005. – 63с.

12. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через искусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.
13. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.–
М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.

14. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика»,
2006. – 108с.

15. Микляева

Н. В. Комментированное рисование в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2010. –

128с.

16. Никитина

А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду - /Пособие для

воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.

17. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7
лет. – Москва, 2001.

18. Утробина

К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 37 лет:

Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.
– 64с.

19. Фатеева

А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с. 20.

Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.
21. Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2006.


Наверх

Консультации для родителей в летний период

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».