27.11.2020
Какие бывают звуки?
(инструкция для родителей)
Уважаемые
родители, добрый день! Сегодня мы поговорим о том, какие бывают звуки и как
доступно донести до Вашего дошколёнка ту необходимую информацию, которая нужна
ему для успешного овладения навыком чтения. Для того чтобы Вы смогли объяснять
малышу материал, я хочу рассказать Вам тот минимум, который Вам нужно
вспомнить, чтобы успешно заниматься с ребенком дома на данном этапе.
Звуки
бывают речевые и неречевые. Неречевые звуки – это
звуки окружающего мира (шум воды, ветра, машин, скрип двери, звук шагов, голоса
животных, птиц и т.д.). Речевые звуки – это звуки нашего
родного языка, на котором мы разговариваем.
Речевые
звуки бывают гласные и согласные
Гласные
звуки –
это звуки, которые, при произношении не встречают преграды на пути, их можно
спеть, прокричать. Это звуки А У О И. На
письме гласные звуки обозначаются красным цветом.
Есть
еще йотированные гласные – это буквы, которые в определенных
случаях составляют два звука (е, ё, я, ю) соответственно е = йэ, ё=йо, я=йа,
ю=йу. Йотированные гласные всегда обозначают только два звука.
Согласные
звуки –
это звуки, которые при произношении встречают преграду (зубы, губы, язык),
спеть их нельзя. Согласные звуки бывают твердыми, мягкими, звонкими и
глухими. Парные твердые и парные мягкие звуки помогают нам различать слова
Твердые
и мягкие согласные бывают парными и непарными.
Парные |
Непарные |
||
Твердые |
Мягкие |
Всегда твердые |
Всегда мягкие |
Б
В Г Д З К Л М Н П
Р С Т Ф Х |
Б` В`
Г` Д` З` К` Л` М` Н` П` Р` С` Т` Ф` Х` |
Ш Ж Ц |
Ч` Щ` Й` |
Парные
согласные звуки в
разных словах обозначают либо «твердый» либо «мягкий» звук. Например в слове
КИТ звук К – мягкий, а в слове КОТ – твердый. В слове БЫТ – звук Б – твердый, а
в слове БИТЬ – мягкий. Непарные звуки в любом сочетании – либо всегда твердые,
либо всегда мягкие. Например звук Ш – всегда твердый. В русском языке нет слов,
где бы он был мягким.
Мягкие
звуки на письме обозначаются зеленым цветом, твердые – синим.
Благодаря
звонким и глухим согласным, мы различаем слова. Сравните шар – жар, дом-том,
коза – коса. При произнесении глухих согласных голосовые связки не работают.
Для звонких согласных нужно больше воздуха, работают голосовые связки.
Непарные |
|||
Звонкие |
Глухие |
Всегда звонкие |
Всегда глухие |
Б
Б` В В` Г Г` Д Д` Ж З З` |
К К`
П П` С С` Т Т` Ф Ф` Ш |
Л Л`, М М`, Н Н`,Р Р` Ж,
Й |
Ч` Щ` Х Х` Ц |
Дети
старшего дошкольного возраста должны ориентироваться в следующих вопросах:
1. Чем отличаются гласные
и согласные звуки. Какие это звуки (привести примеры). Назвать слово на
определенный звук.
2. Уметь определять
твердость – мягкость звука в слове. Например слово КИТ и КОТ. В каком случае
звук К – твердый, а в каком – мягкий.
3. Уметь определять
звонкость-глухость согласного звука. (Путем прикладывания ладошки к шее,
при произнесении звука).
4. Уметь определять место
заданного звука в слове (начало, середина, конец слова)
5. Уметь составлять схему
слова (составлять и закрашивать окошки под буквами в слове)
6. Уметь разделять слово
на слоги.
!!!ПРАВИЛО:
Звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим, пишем, читаем
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.12.2020
Дата обновления: 23.12.2020
Дата публикации: 27.11.2020
Комментарии0
Новый комментарий