Заметки учителя - логопеда

20.05.2019

Игры для развития слухоречевой памяти.

04.04.2020

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ:

1. «Магазин»

Вы можете отправить ребенка в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 1—2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5 —7. В этой игре полезно менять роли: и взрослый, и ребенок по очереди могут быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» и любые другие.

2. «Пары слов»

Предложите ребенку запомнить несколько слов, предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например, вы называете пары «кошка — молоко», «мальчик — машина», «стол — пирог» и просите запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями.

3. «Восстанови пропущенное слово»

Ребенку зачитываются 5 — 7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Ребенок должен назвать пропущенное слово. Вариант задания: при повторном прочтении можно заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например корова — теленок; близким по звучанию, например стол —стон); ребенок должен найти ошибку.

4. «Рыба, птица, зверь»

Лучше, если в этой игре участвуют несколько человек. Ведущий (сначала это должен быть взрослый) указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица...» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать в данном случае птицу. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру, если ответ неверный — ребенок выбывает из игры. Названия не должны повторяться. Эту игру можно проводить в разных вариантах, когда дети называют, например, цветок, дерево и фрукт, мебель, имя.

5. «Повтори и продолжи»

Ребенок называет какое-нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, Каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово. Варианты игры: составление рядов из слов одной обобщающей группы (например: ягоды, фрукты, животные, мебель, посуда и т.д.); из определений к существительному (например: «Арбуз какой?» Ответы: «Зеленый полосатый, сочный, сладкий, большой, круглый, спелый, тяжелый, вкусный (и т.д.)»). Более сложным является задание на составление связного рассказа, когда каждый из участников, повторяя предыдущие предложения, добавляет свое.

6. «Запомни нужные слова»

Из предложенных фраз (рассказов) ребенок запоминает только те слова, которые обозначают: погодные условия, транспорт, растения и т. п.

7. «Зашифруй предложение»

Для запоминания даются короткие завершенные высказывания, например; «Волк выбежал из леса», «Дети играли во дворе» и т.д.
Попросите ребенка «зашифровать» предложение с помощью условных изображений так, чтобы запомнить его (например: волк + елка + стрелка и т. п.). В течение одного занятия рекомендуется давать для запоминания не более 2 — 3 фраз.

8. «Пиктограмма»

Ребенку читается текст. Для того чтобы его запомнить, он должен каждый смысловой фрагмент как-то изобразить (зарисовать). Затем ребенка просят по его зарисовкам воспроизвести рассказ.

9 «Придумай, как запомнить слова»

Объясните ребенку, что, для того чтобы хорошо запомнить материал, можно использовать такой прием, как классификация, т.е. объединение в группы похожих чем-то предметов.
Теперь предложите ему запомнить набор слов, используя этот принцип: роза, вишня, тюльпан, огурец, ель, слива, дуб, гвоздика, томат, сосна, яблоко; машина, картошка, самолет, огурец, троллейбус, помидор, солнце, лук, лампа, поезд, фонарь, свеча.

10. «Стенограф»

Для этого задания потребуются соответствующие картинки, лист бумаги и карандаш. Ребенку читается небольшой рассказ в течение 1 — 2 мин. В это время он должен обозначать:
· события (действия) — карточками с картинками, подбирая и выкладывая их, следуя за ходом рассказа;
· каждое предложение — чертой и затем указывать количество предложений в рассказе;
· каждое слово — одним штрихом и затем указывать количество слов в рассказе.



Домашнее задание по лексической теме: "Космос"

06.04.2020

Тема: КОСМОС


1.      Объясните ребенку, почему празднуют День Космонавтики, что это за праздник; расскажите ребенку о первом космонавте Ю. Гагарине.

2. Игра «Подбери признак»

             космонавт – какой? (смелый, отважный, умный, сильный…)

              ракета – какая? (быстрая…)

3. Нарисуйте с ребенком ночное звездное небо в тетради и посчитайте звезды.

4. Приклеить в тетради картинку или нарисовать планеты Солнечной системы и научить ребёнка отвечать на вопросы:

- Как называется планета, на которой мы живём? - Земля

- Какая звезда освещает и согревает нашу планету? - Солнце

- Как называется спутник Земли? - Луна

- Какую планету называют то «утренняя», то «вечерняя»? - Венера

- Назовите «красную планету» - Марс

- Назовите планету, вокруг которой есть кольцо - Сатурн

- Назовите самую большую планету Солнечной системы – Юпитер

5. Учить употреблять родительный падеж множественного числа существительных Поиграть в игру «Чего в космосе много?»

- Одна планета, а в космосе много чего?

- В космосе много планет.

Слова: планета, звезда, спутник, созвездие, космонавт, робот, луноход, ракета, корабль, метеор, метеорит, комета;

6. Учить согласованию существительных с количественными числительными и порядковый счёт. Поиграть в игру «Сосчитай от одного до десяти»

-Одна планета, две планеты, ... пять планет,.... десять планет. -Первая звезда, вторая звезда,... пятая звезда,... десятая звезда.

7. Учить склонению глаголов настоящего и прошедшего времени по лицам:

- Я лечу, ты..., он..., она..., они..., мы..., ты..., вы...

- Я приземлился, ты..., он..., она..., они..., мы..., ты..., вы...

8. Учить подбирать и объяснять значение родственных слов

- Спутник Земли - Луна

- Свет от луны - лунный свет

- Человек, который ходит во сне - лунатик

- Аппарат по Луне ходит - луноход

- Луна полная - полнолуние

- Высадиться на поверхности Луны – прилуниться

9. Изготовить вместе с ребёнком модель фантастического космического корабля из любого материала и научить рассказывать о нём по плану:

- Что это?

- Из чего сделан?

- Кто делал?

- Какие есть части?

- Куда полетит?

10. Выучить стихотворение

По порядку все планеты       

Назовёт любой из нас:

Раз - Меркурий,           

Два - Венера,                         

Три - Земля,                                                       

 Четыре - Марс.                                 

Шесть - Сатурн,                                                                        Пять - Юпитер, 

Семь - Уран,

За ним - Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета       

Под названием Плутон.

  

Играем и учимся.

10.04.2020

Развитие слуха.

Упражнение №1. "Назови слова" (для развития слуховой дифференцировки).

Задание №1.

"Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А" (Т, О, Р, К и т.д.).

Задание №2.

"Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П" (И, О, С, Л и т.д.).

Задание №3.

"Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л" (Н, Э, Г, Б, Ф и т.д.).

 

Упражнение №2. "Хлоп-хлоп" (обучение звуковому анализу слова).

Это упражнение также имеет несколько вариантов задания.

1. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В,О, Г, Д, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши".

Вариант: ребенок должен "поймать" звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.

Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т.д.

2. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г - хлопни 2 раза".

Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.

Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т.д.

 

 Упражнение №3. "Играем со словом" (обучение звуковому облику слова).

Задание №1.

"Придумай слово, которое начинается / оканчивается на такой же звук, как и в слове "лягушка", "флаг", "стол" и т.д.".

Задание №2.

"Назови, какой звук первый / последний в слове "луч", "сила", "диван" и т.д.".

Задание №3.

"Назови все звуки по порядку в слове "небо", "туча", "крыша" и т.д.".

Задание №4.

"Какой звук в слове "рыбка" стоит вторым, четвертым, первым, третьим? (стул, ковер, ракушка, туча) и т.д.".

 

УЧАСТИЕ СЕМЬИ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.

15.04.2020

  Развитие речи происходит в тесной взаимосвязи с формированием всех психических процессов. Общение с окружающими и разнообразный практический опыт ребенка с самого начала опосредованы языком. Ребенок с отставанием в развитии речи нуждается в особом подходе!

    В первые годы жизни любое отклонение в развитии проявляется прежде всего в речевом отставании. Речь является основой формирования социальных связей ребенка с окружающим миром. Поэтому при отставании в развитии речи у ребенка всегда возникают дополнительные проблемы, связанные с общением.

Необходимо, чтобы родители уделяли достаточное внимание речевому общению с ребенком, стимулируя его к использованию слов и предложений. Первой задачей является формирование у ребенка потребности в общении.


Для формирования речи важное значение имеют:

- моторное развитие (развитие двигательной сферы);

-дифференциация (различение) слухового восприятия;

- развитие ориентировки в окружающем;

-формирование потребности в общении.

   В дошкольном возрасте для стимуляции речевого развития ребенка важное значение имеет работа с картинками. Взрослый стимулирует у ребенка развитие диалогической речи (ответы на вопросы) с опорой как на сюжетные картинки, так и на серии картинок, учит его составлению рассказов.

    На отношение родителей к речевому дефекту детей влияют факторы: глубина самого  дефекта, интеллектуальный уровень родителей, просвещенность в сфере логопедии, компетентность родителей в вопросах воспитания ребенка, понимание его психологии, а также собственные особенности характера, семейные отношения, и т.д.

   Лечение ребенка с незначительными отклонениями в речевом развитии в первую очередь сводится к укреплению организма ребенка. Большое значение имеют правильный режим и питание, физкультура, различные водные процедуры. Необходимо найти причины невропатии и устранить неблагоприятные психогенные факторы, действуюшие на ребенка.

    При наличии у ребенка страха, ни в коем случае нельзя смеяться над ним или путем грубого насилия стараться его преодолеть. Надо пытаться вводить пугающий его объект в сферу его познавательных интересов. Не следует рассказывать на ночь волшебные сказки, разрешать просмотр телепередач. Перед сном все резкие раздражители должны быть устранены.

   Активное привлечение родителей к работе со своим ребенком считается основным методом психотерапии. Убедительно доказано, что родители при соответствующем руководстве могут эффективно помогать своим детям, вместе с тем преодолевая свои стрессовые ситуации.

     Недостатки речевого развития, возникнув и закрепившись в детстве, преодолеваются с большим трудом. Иногда они могут сохраняться очень длительное время, осложняя жизнь ребенка и его родным. Воспитание правильной речи у детей - сложная задача, требующая своевременного вмешательства специалистов, длительных занятий. Серьезность этих занятий родители должны понять и своевременно помочь своему ребенку.

    Естественно, ведущая роль в работе над коррекцией дефектов речи принадлежит логопеду. Но при тяжелых нарушениях (дизартрия, заикание, общее недоразвитие речи) одних занятий с логопедом бывает недостаточно, необходимы ежедневные дополнительные занятия с близкими ребенку людьми – родителями, воспитателями, родными, которые закрепят достигнутые на логопедических занятиях результаты, помогут сократить подготовительный период работы, сделать его более интересным для ребенка, более результативным.

    Совместная работа по профилактике и коррекции дефектов речи требует настойчивости, систематичности, терпения. И только такая работа принесет желаемые результаты.

 

Домашнее задание по лексической теме: "Птицы весной""

15.04.2020

Тема" Птицы весной"


Предложите детям поиграть.


Подбери признаки (не менее трех признаков):

ласточка – проворная, быстрокрылая, заботливая, белогрудая, забавная…

Подбери действия (не менее трех действий):

ласточка – летает, щебечет, строит гнездо, выводит птенцов, заботится, добывает корм…

Образуй признак (от предметов):

лебедь – лебединая …
соловей — …
журавль — …
утка — …
птица — ….

Назови птенцов:

грач – граченок…

утка — …

кукушка — …

Один – много (множественное число):

лебедь – лебеди
птица — …
грач — …
скворечник — …
журавль — …
соловей — …
перо – …
аист — …
клюв — …

Есть – нет (родительный падеж):

лебедь – нет лебедя
птица — …
грач — …
скворечник — …
журавль — …
соловей — …
перо – …
аист — …
клюв — …


Нарисуйте или вырежите изображения птиц и назовите их части:

голова, туловище, хвост, крылья, клюв, перья, лапки, когти.

Загадайте детям загадки:

Я проворна, легкокрыла,
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко,
Значит, дождик где-то близко.

На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его …

Нетрадиционные упражнения в артикуляционной гимнастике.

15.04.2020

Упражнения с шариком


        Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.


1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.


2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).


3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.


4. Язык – «чашечка», цель: поймать шарик в «чашечку».


5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.


6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.


7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.


        Примечание: во время работы взрослый удерживает веревку в руке, а шарик с веревочкой после каждого артикуляционного упражнения тщательно промывать теплой водой с мылом.

Лексическая тема "Деревья весной".

21.04.2020

1.Отгадай загадки.

1) Я раскрываю почки,
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движения полна
Зовут меня… (весна)
2) Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (весной)

2. Назовите весенние месяцы? (март, апрель, май)

3. Развитие продолжительности выдоха
«Живой лужок» (Дети и родители встают в круг)
- Самые первые цветы появляются именно весной. Возьмите каждый по цветочку и сдуйте их на луг. Плечи не поднимаем, щечки не надуваем.

4. Развитие лексической стороны речи (антонимия)
Скажите, чем отличаются деревья от кустарников.
высокие – низкие
один ствол – много стволов
ветви толстые – ветки тонкие
кора толстая – кора тонкая

5. Развитие логического мышления, слухового внимания и памяти
Игра «Четвертый лишний».
Ø Дуб, береза, тополь, шиповник;
Ø Клен, сосна, крыжовник, ива;
Ø Ясень, смородина, крыжовник, малина,
Ø Малина, верба, шиповник, береза;
Ø Ель, липа, яблоня, смородина.

6.  Развитие связной речи.

Составить предложения из слов:                                           -Маша, рассматривать, сосны, дубы, березы, пни.

-Маша, подойти, к, сосны, дубы, березы, пни.

-Маша, любоваться, сосны, дубы, березы, пни.

-Маша, рассказать, мама, о, сосны, дубы, березы, пни.


7. Развитие общей моторики
- Ой, кажется, над нашей полянкой появилось облако. Что оно нам принесло, отгадайте?
Меня часто зовут,
Дожидаются.
А приду – от меня укрываются. (дождик)
- Мы боимся дождя? (Нет) Тогда повторяйте за мной!
Дождик, дождик, дождик лей!
(Прыжки на месте)
Нам с тобою веселей
(Хлопаем в ладоши)
И под дождичком – дождем
В нашу группу мы придем!
(Маршируют на месте)
Не боимся сырости,
Только лучше вырасти!
(Встаем на носочки)


8. Рассмотрите и обсудите с детьми картинки по теме.


Дыхательная гимнастика.

Логопедические песенки.

Играем дома. Развитие мелкой моторики.

День победы.

28.04.2020

1.Расскажите, какой праздник отмечает вся наша страна в мае.

-9 мая -  это День Победы  нашего народа над немецко-фашистскими захватчиками.

-День Победы – это «радость со слезами на глазах». Как вы можете объяснить эти слова. 

                                                                                                  2.Чтение стихотворения. Беседа по прочитанному. Подбор прилагательных к слову солдаты.

Был великий День Победы

67 лет  назад.

День Победы помнят деды,

Знает каждый из внучат.

Летней ночью, на рассвете,

Когда мирно спали дети,

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против русских, против нас!

«Вставай, народ!» -

услышав клич Земли,

На фронт солдаты-герои ушли,

Отважно и смело рвались они в бой,

Сражались за Родину, за нас с тобой.


   Сколько лет прошло со Дня Победы? Кто воевал против русских солдат? Какие были наши солдаты?(
смелые, сильные, отважные и т.д)

 

3. Игра «Один - много»

Солдат – солдаты – много солдат

Ветеран –

Враг-

Танкист -

Герой -

Награда –

 

4.Артикуляционная гимнастика.

- «Силачи». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

- «Пулемет». Для этого используйте своё воображение: представьте, что ваш язык — это маленький молоточек. Затем побейте его кончиком по зубам , проговаривая: да-да-да-да-да. После этого потренируйтесь в произношении букв «Т-Д».

 

5. Повторение чистоговорки. (сначала дети с взрослым проговаривают чистоговорку вместе, потом дети делают это одни.) 

- Умелый боец - везде молодец.

- Солдатское дело воевать смело

 

6. Игра «Скажи наоборот»

(учимся подбирать антонимы).

Смелый - трусливый.

Враг -.

Мир -.

 

7. Упражнение «Придумай предложение»

Выбери себе слово и придумай предложения.

- Летчики, ракетчики, ветераны, танкисты, моряки.

   

Дракончик для дыхательных упражнений.

28.04.2020

«Дракончик» поможет развивать умение делать глубокий вдох и длительный плавный выдох и поможет увеличить объем дыхания.

    Для того, чтобы «огонь» из пасти дракона вырывался сильнее нужно вдыхать полной грудью, складывать губы в трубочку и делать длительный выдох.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики:

1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо проветрить помещение.

2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Нужно, что бы между занятиями и последним приёмом пищи прошло не менее часа, ещё лучше – если занятия проводятся натощак.

3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.

4. Нужно следить за тем, что бы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Техника выполнения упражнений:

• следить за правильным вдохом - через нос;

• плечи не поднимать;

• вдох должен быть длительным, плавным;

• необходимо следить, чтобы не надувались щёки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками);

• каждое упражнение повторять не более 3-х – 5-и раз (многократное выполнение упражнений может привести к головокружению).

Учимся рычать

Учимся Рррычать.

08.05.2020

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука P


1. Чьи зубы чище?
Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
Описание: широко открыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Внимание!
1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

2. Маляр
Цель: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
Описание: улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.
Внимание!
1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

3. Кто дальше загонит мяч?
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук "ф", сдуть ватку на противоположный край стола.
Внимание!
1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
2. Нельзя надувать щёки.
3. Следить, чтобы ребёнок произносил звук "ф", а не звук "x", т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

4. Вкусное варенье.
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.
Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Внимание!
1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

5. Индюк.
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).
Внимание! 1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
2. Следить, чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
3. Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

6. Барабанщики.
Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.
Описание: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук "д". Сначала звук "д" произносить медленно, постепенно увеличивать темп.
Внимание!
1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
2. Следить, чтобы звук "д" носил характер четкого удара, не был хлюпающим.
3. Кончик языка не должен подворачиваться.
4. Звук "д" нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

Шагаем пальчиками.

08.05.2020

Пальчиковые шаги и сенсорные дорожки.Хочу такой сайт


Сенсорные дорожки для пальчиков сделаны из различных по фактуре материалов: пуговиц, гладких и фактурных, шнура, стеклянных камушков, паролончиков, деревяных бусин, крушек  и т.п. Сенсорные дорожки используются для одновременной работы правой и левой рукой, а так же поочередно. Дорожки можно соединять попарно, а можно сложить в одну длинную.  Занятия с дорожками полезны детям начиная со второй младшей группы  и до младшего школьного возраста.

Сенсорные дорожки позволяют использовать «пальчиковые шаги» (логоритмику). «Пальчиковые шаги» — это упражнения, направленные на развитие координации движений кистей и пальцев рук. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты работы.

Артикуляционная гимнастика.

08.05.2020

Тренировка мышц глотки и мягкого неба.  

1. Позевывать с открытым и закрытым ртом.
Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха. 

2. Произвольно покашливать.
Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.
Покашливать с высунутым языком.

3. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.
Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром). 

4. Глотать воду маленькими порциями (20 - 30 глотков).
Глотать капли воды, сока. 

5. Надувать щеки с зажатым носом. 

6. Медленно произносить звуки к, г, т, д. 

7. Подражать:
- стону,
- мычанию,
- свисту. 

8. Запрокидывать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на затылке ребенка.
Опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка.
Запрокидывать и опускать голову при сильном нажатии подбородком на кулаки обеих рук. 

9. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта. 

10. Произносить гласные звуки а, э, и, о, у на твердой атаке. 

11. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, и-а. Звук "и" отделяется от звука "а" паузой. 

12. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри. 

Онтогенез речевого развития у детей дошкольного возраста.

16.09.2020

На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков р и л, реже - дефекты смягчения, озвончения и йотации.

 

На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.

 

В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4-6 г. достигает 3000-4000 слов. Значения слов уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки "леять", вместо лопатка "копатка" и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о "чувстве языка". Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.

Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений.

Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте - простое распространенное предложение.

На 5 года жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений ("Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины"; "Какой-нибудь умный и хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и получился салют").

Начиная с этого возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений.

В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40-50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи - монологической речью.

 

В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее - мягкие и твердые согласные и, наконец, - сонорные, шипящие и свистящие звуки.

К 4 г. в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.

К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.

Что такое ТПМПК?

03.10.2020

Наш детский уже давно сотрудничает с ТПМПК "Центр Радуга". Многие родители задаются вопросом "Что это такое?"


Территориальная муниципальная психолого-медико-педагогическая комиссия (ТМПМПК) - структурное подразделение муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида «Центр «Радуга». 


   Цель ТМПМПК: проведение комплексного психолого- медико-педагогического обследования для своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико- педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций.


ТМПМПК находится по адресу: г. Екатеринбург, ул. Баумана, 31

Сайт: https://centrraduga.tvoysadik.ru  

Электронная почта:  tmpmpk3001927@mail.ru Административная служба: Чкареули Светлана Викторовна, Шатихина Анастасия Александровна.                                                                        телефон: (343)300-19-36, 8(952)131-43-53

Время работы: 8.30 – 15.00

Проезд: трамвай №№2, 7, 14,16, 17, 25. Троллейбус №16  Остановка: Краснофлотцев

Автобус №36. Маршрутное такси №36, 08, 033, 060  Остановка: ДК УЭТМ



 

Игры на развитие восприятия

12.12.2020

1. Тактильный мешочек - определять на ощупь, с закрытыми глазами, что лежит в мешочке. Это могут быть мелкие игрушки, орехи, фрукты и т. д.

2. Различать ощущения от прикосновения к коже разных щеток.

3. Игры на различение запахов с закрытыми глазами.

4. Знакомить с разными текстурами: месить тесто, пересыпать крупу, переливать воду.

5. Насыпать фасоль или горох в большую миску и спрятать туда несколько мелких игрушек, потом попросить ребенка найти их.

6. Рисовать пальчиковыми красками.

7. Вибромассаж: электрические зубные щетки, электрические ножные массажеры и т. д.

8. Обычный массаж, особенно полезен массаж воротничковой зоны.

9. "Рисовать" у ребенка на спине буквы или цифры пальцем и просить угадывать их, потом поменяться ролями.

10. Угадывать вкус. Например, с закрытыми глазами съесть кусочек фрукта или овоща и угадать, что это было.

11. Открывать и закрывать банки, шкатулки, кошелечки и т. д. с разными типами крышек и замков.

Игры на расширения словарного запаса. Часть 2.

21.01.2021

1) Игра «У кого кто?»

Задача: закрепить в активной речи детей названия детенышей животных н птиц.

Взрослый предлагает ребенку подобрать животным и птицам подходящих детенышей, накладывая вырезанные картинки на большие картины.

Когда все маленькие картинки подобраны, ребенок должен правильно назвать и сосчитать детенышей, отвечая полным ответом на вопрос: «У кого кто?»

Например. У собаки три щенка. У кошки пять котят. У курицы девять цыплят и т. д. По мере тренировки игру можно проводить без картинок, перебрасывая мяч.

2) Игра «Один - Одна - Одно»

Задача: научить детей различать предметы по родам и правильно употреблять их с числительными один, два.

Взрослый вперемешку раскладывает на столе картинки, а затем начинает формировать три кучки в зависимости от рода существительного и соответствующего ему числительного. Например: Это карандаш. Он один. Это книга. Она одна. Это яблоко. Оно одно. Затем ребенок раскладывает остальные картинки самостоятельно, согласуя существительное с числительным в роде.

3) Игра «Что кому нужно?»

Задача: научить детей правильно употреблять в речи существительные в дательном падеже.

Взрослый показывает картинку с изображением человека какой-либо профессии, а ребенок выбирает из разложенных на столе картинок нужные для нее предметы и инструменты. Например, врач - фонендоскоп, шприц, лекарство, градусник; учитель - указка, доска, мел, ручка; парикмахер - ножницы, зеркало, расческа и т. д. Ребенку в этом возрасте можно предложить картинки с изображением шофера, милиционера, швеи, продавца, строителя, повара, художника.

4) Игра «Замени слово»

Задача: закрепить у детей понятие о противоположных по значению словах.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки с изображением антонимов, мяч.

Описание. Взрослый показывает ребенку пары картинок и называет одно слово, а ребенок должен произнести слово, противоположное по смыслу.

На начальном этапе лучше называть слова – глаголы (открыть - закрыть, встать - сесть), а затем перейти к существительным, прилагательным и наречиям (высокий - низкий, день - ночь, веселый - грустный, горячо - холодно и т. д.)

По мере тренировки игру можно проводить в виде перебрасывания мяча, называя при этом слова, противоположные по значению.

5) Игра «Чей - Чья - Чье - Чьи»

Задача: тренировать детей в образовании притяжательных прилагательных от названий животных и птиц.

Оборудование: предметные картинки с изображением животных и отдельных их частей.

Описание. Взрослый показывает картинку с животным, называет его, затем задает вопрос о какой" либо части тела этого животного. Например: голова чья? - коровья; хвост чей? - коровий, следы чьи? ' коровьи и т. д.

У ребенка в медицинской карте стоит диагноз ЗРР. Что это?

22.03.2021

Диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР) означает, что развитие речи у ребенка идет медленнее, чем положено. Это может быть обусловлено наследственными причинами (папа или мама тоже поздно начали говорить), частыми болезнями ребенка. В этом случае все силы организма уходят на борьбу с болезнью, а не на развитие, в том числе и речи. Задерживаться развитие речи может и в том случае, если с ребенком мало разговаривают, читают. Радио и телевидение не помогают формированию речи. На начальных этапах речевого развития ребенок должен не только слышать речь, но и видеть артикуляцию взрослого. Речь должна быть простой, четкой и доступной. Если задержка развития речи обусловлена этими причинами, вмешательства специалиста не требуется. Достаточно создать ребенку благоприятные условия для развития.

Однако бывает, что задержка развития речи вызвана вредными воздействиями во время беременности, родов или в первые годы жизни ребенка (стрессы, инфекции, травмы и многое другое), о которых родители иногда и не догадываются. В этом случае развитие речи не только запаздывает, но и нарушается. Здесь уже не обойтись без медицинской и педагогической помощи.

ЗРР ставится обычно детям до 3-3,5 летнего возраста. После этого возраста, а иногда и раньше, если речь ребенка по-прежнему не соответствует возрастной норме, можно говорить не о задержанном, а о нарушенном развитии речи. В этом случае необходимо обратиться к неврологу и логопеду.

Как правильно учить ребенка читать и писать?

21.04.2021

1. В основе обучения чтению - не буква, а звук. Прежде чем показать ребенку новую букву, например, М, следует научить его находить на слух звук[м] в слогах, словах. На первых порах следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково - [м], [б], а не эм или бэ. Говоря так, мы произносим два звука - [э] и [м]. Это только путает детей.

2. Другая грубая ошибка заключается в побуквенном чтении, т. е. ребенок сначала называет буквы: М А - и только после этого складывает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Если ребенок и сможет таким способом прочитать слова из трех-четырех букв, то чтение более сложных слов окажется недоступным.

3. Правильное чтение - это чтение слогами (пока не будет сформировано беглое чтение). Пусть поначалу ребенок долго тянет первую букву слога, пока не распознает следующую букву. Главное, чтобы он не останавливался после первой буквы, слитно прочел буквы слога. В первую очередь детей учат читать слоги типа АП, УТ, ИК и т.п. Затем переходят к слогам типа МА, НО, ВУ. После того, как будет достаточно автоматизирован навык чтения слогов, переходят к чтению слов типа МАК, ЛУНА, ПАЛКА и т.д. по нарастанию сложности слов.

4. Если в устной речи ребенок заменяет некоторые звуки, например, [Ш] на [С] («сапка») или [Р] на [Л] («лыба»), не рекомендуется учить с ним соответствующие буквы, пока не будет полностью исправлено звукопроизношение. В противном случае у ребенка может сформироваться неправильная связь между звуком и обозначающей его буквой.

5. Прежде чем учить ребенка письму, необходимо сформировать правильный захват ручки. Многие дети делают это неправильно. Руки ребёнка должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки (у правшей) немного выступал за край стола, и рука свободно двигалась по строке, а левая лежала на столе и придерживала лист. Ручка кладется на верхнюю часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают её на расстоянии 1,5–2 см. от конца стержня.

6. Научите ребенка ориентироваться на листе бумаги: показывать верхний правый, левый нижний угол, середину листа и т.д. Затем учат видеть строчки, находить начало, конец строчки.

Когда долго нет результата от работы.

19.10.2021

КОГДА ДОЛГО НЕТ РЕЗУЛЬТАТА ОТ ОБУЧЕНИЯ

Коррекционные педагоги часто слышат от родителей своих учеников вопросы, касаемые длительности обучения. «Ребенок занимается с логопедом уже пару месяцев, а результата нет, почему?»; «Как долго нам надо водить ребенка на занятия?»; «Когда он(а) заговорит?»; «Почему у Вас на занятии ребенок говорит, а дома –нет?» - на подобные вопросы приходилось отвечать каждому практикующему специалисту. Не всегда ответ педагога удовлетворяет родителей. Некоторые родители не готовы ждать и прерывают занятия с одним педагогом, чтобы найти другого, который научит говорить быстрее. К сожалению, в погоне за скоростью, в первую очередь, страдают дети.

Давайте разберемся, какие причины могут обусловливать отсроченное появление динамики в ходе коррекционного процесса.

1. Адаптационный процесс.

Каждый ребенок – это личность со своими индивидуальными, возрастными и психологическими особенностями. При знакомстве с педагогом в незнакомой для них обстановке дети могут быть скованы, стесняться, замыкаться в себе, опасаться нового человека. Специалисту нужно время, чтобы расположить юного ученика к занятиям и к себе.

2. Мотивация ребенка.

Коррекционный процесс проходит быстрее и эффективнее, если ребенок заинтересован в его успехе. В некоторых случаях ребенок сам осознает свои проблемы с речью и хочет избавиться от них. Но чаще всего родителям и педагогам приходится придумывать различные способы поощрения, которые мотивируют малыша выполнять предложенные задания. К сожалению, часто у детей нет мотивации, так как дома его понимают с молчаливого полу взгляда. Это приводит к тому, что у ребенка не формируется потребность в самостоятельной речи, а любые попытки заставить его «напрячься» заканчиваются бойкотом.

3. Регулярность и систематичность занятий.

Занятия у специалиста - это обучение, то есть это получение знаний, умений и навыков, которые требуют закрепления и развития на последующих занятиях. Поэтому если занятия не имеют четкой системы и нерегулярны, то приобретенные навыки и умения теряются, что, в свою очередь, делает походы к специалисту бессмысленными, либо приведет к очень медленному результату с мало выраженной динамикой.

4. Незаинтересованность родителей.

Коррекционная работа при речевых нарушениях - это выработка у ребёнка нового условного рефлекса, новой привычки говорить, которая обязательно должна подкрепляться положительным эмоциональным настроем и регулярными занятиями дома.

Если в домашних условиях пройденный материал не будет закрепляться, то работа даже самого опытного и блистательного специалиста не даст высоких результатов.

5. Сложная структура нарушения.

Часто родители обращаются к специалистам с жалобами на определенный симптом, например – ребенок не говорит. А в ходе обследования специалист выявляет более широкий спектр трудностей, которые придется преодолевать на пути к заявленной родителями цели. Например, у ребенка может страдать когнитивная сфера, могут проявляться признаки РАС и многое другое. Специалисту придется работать сразу в нескольких направлениях, чтобы коррекционный процесс принес положительный эффект.

Игры на развитие речевого дыхания.

13.11.2022

Дятел 

Пестрый дятел тук да тук, 

Слышим мы знакомый звук.

 Это с той зеленой ели Раздается громкий стук. 


 Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице - сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательным пальцем (5-6 раз). 

 Василек 

Распустился наш цветок - 

 Ярко-синий василек. 

 Ну пойдем скорей гулять, 

 Аромат его вдыхать! 


 Сделать по 8-10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем - через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.

 Бычок 

Вышел на лужок бычок 

С черным пятнышком бочок. 

 Ты уж не бодайся, 

 С нами занимайся! 


 Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук [м], одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.

Замочек 

Дверь с тобой мы закрываем, 

 На замочек запираем. 

 Не успели мы закрыться, 

 Кто-то в дверь уже стучится. 


 При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям носа. 

Гномик 

Наш веселый добрый гном 

Часто размышляет. 

 Звуки «ба-бо-бу» и «гм-м-м» 

 Вслух он повторяет. 


 Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести «ба-бо-бу» и «гм-м-м».


 Шарик 

Будто шариком играем: 

 Наш животик мы сдуваем. 

 Дружно все вдохнули: 

 Шарик наш надули. 


 Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3-4 раза).

Советы от логопеда.

11.10.2023

Логопед рекомендует.

 

СОВЕТ 1 – Развитию речи способствует ранний отказ от пустышки. Пустышки относительно безвредны на первом году жизни крохи. Если давать их и после этого срока, зубки и язычок начинают занимать неправильное положение во рту, может образоваться щель или сформироваться неправильный прикус. Пострадает и произношение.

СОВЕТ 2 – Развитие речи ускорит переход к твёрдой пище (для правильного формирования челюсти и уклада языка).

СОВЕТ 3 – Озвучивайте любую ситуацию. С рождения малыш воспринимает звуки окружающего мира и речь людей (особенно мамы). Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Недостаток общения может значительно задержать развитие речи. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.

СОВЕТ  4 – Уважайте попытки ребенка говорить. Встречается крайность – слишком активные взрослые, которые за ребёнка всё спросят, ответят, сделают. Давайте малышу выговориться, с интересом выслушивая его.

СОВЕТ 5 – Не говорите в пустоту, смотрите ребёнку в глаза. Это особенно важно, если ваш кроха чрезмерно активный, постоянно двигается.

СОВЕТ 6 – Не сюсюкайте! То, что слышит ребенок от окружающих, является для него речевой нормой. Если постоянно говорить, к примеру, «какой ты у меня хоЛЁшенький», то ребёнок так и будет говорить. Сюсюканье тормозит речевое и психическое развитие.

СОВЕТ 7 – Нечёткая речь может появиться у детей, если окружающие его люди быстро говорят. Малыш просто не успевает расслышать слово или фразу. Речь взрослых сливается в не воспринимаемую массу звуков. Сначала страдает понимание речи – ребенок не улавливает, что от него хотят. А позже начинает говорить смазано. Возможно появление заикания, так как ребёнок старается копировать ускоренный темп речи взрослых. Поэтому говорите размеренно и чётко

Особенности развития речи мальчиков и девочек.

30.11.2023

СЧИТАЕТСЯ, что речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Девочки могут начать говорить раньше, у них быстро растет словарь слов, обозначающих предметы. Девочки могут сравнительно поздно начать осваивать фразовую речь, зато стараются говорить правильно, «как взрослые». Мальчики могут начать говорить позже, чем девочки, у них прежде всего формируется глагольный словарь, содержащий слова-действия. Часто мальчики в определенный период говорят «на своем языке». Одна и та же ситуация может быть озвучена мальчиками и девочками по-разному. Например, ребенок хочет мячик. Скорей всего, мальчик будет громко кричать: «Дай!», а девочка тихо канючить: «Мячик!»

А что говорят ученые? Речь  — важнейшая функция коры головного мозга человека — осуществляется различными отделами коры, к которым относятся корковые речевые зоны доминантного полушария. Статистика речевых нарушений показывает, что нарушения речи чаще возникают у мальчиков. Исследования последних лет показали, что правое (зрительно-пространственное) и левое (речевое) полушария головного мозга развиваются по-разному в зависимости от пола. У мальчиков быстрее, чем у девочек, развивается правое полушарие. У девочек, наоборот, быстрее развивается левое полушарие, в связи с чем у них отмечаются более ранние сроки речевого развития.

Несмотря на то, что определенные различия в развития речи у мальчиков и девочек существуют, указанные выше особенности не носят определяющего значения, ведь все дети разные.

 Главное, на что здесь хотелось бы обратить внимание, следующее: дорогие родители маленьких мальчиков, не ждите, пока они заговорят, утешая себя тем, что мальчики начинают говорить позже и надо просто подождать, когда ребенок «разговорится» сам. Пожалуйста, не теряйте драгоценное время, а  постарайтесь помочь своему ребенку  — создайте для него развивающую речевую среду, в чем вам поможет эта книга.

Что такое «язык няни»?

07.01.2024


КОГДА мы общаемся с малышом, взаимодействие на равных вряд ли оказывается возможным  — сам внешний вид ребенка умиляет, пробуждает в  душе нежность, вызывает к нему трепетное отношение. На этой волне нежности разговаривать в обычной манере оказывается трудно: ну как можно говорить одинаково с соседом, коллегой по работе, продавцом в магазине и  с маленьким прекрасным человечком? Поэтому интуитивно и непроизвольно мы переходим в общении с малышом на особый, ласковый язык. Причем относится это ко всем — и к бабушкам, балующим внуков, и к продвинутым молодым мамам, и к серьезным занятым папам.

Педагоги называют это понятие «детская речь», во многих странах принято говорить «язык няни». Большинству взрослых по отношению к крохотному созданию хочется говорить ласково и использовать уменьшительно-ласкательные формы слов. Именно поэтому мы говорим «носик», «ручка», «ротик». Когда малыш начинает говорить сам, мы, невольно подражая и помогая ему, сами начинаем говорить: «бах!», «ам-ам!», «ни-ни», «ко-ко». Сами того не осознавая, мы развиваем этим приемом речь малыша, обучая его тем формам слов, которые доступны ему в настоящий момент.

Такой язык не вреден, а необходим малышу. Однако важно не забывать, что всему свое время. По мере того как произносительные возможности ребенка будут развиваться, он сам начнет переходить к более сложным формам слов, отказываясь от подобных звукокомплексов. И мы тоже должны будем от них отказаться и начать разговаривать с подросшим малышом на нормальном «взрослом» языке.

Однако время от времени возникает ситуация, когда непременно хочется с ребенком «посюсюкать». Многие педагоги строги к близким ребенка и считают такое поведение недопустимым: с ребенком надо говорить на том уровне, который ему доступен, не откатываясь назад «в детство», так как это может тормозить его развитие. На мой взгляд, это явление не так уж страшно, если обойтись без перегибов и соблюдать меру — иногда можно и «впасть в  детство», если так уж хочется. Главное — отделить такие «моменты нежности» от обычного общения. Как показывает мой личный педагогический и родительский опыт, если у ребенка нормальный интеллект, он даже без специальных пояснений прекрасно отличает обычное общение от игры и сюсюканья и берет на вооружение и осваивает именно нормальные общепринятые формы слов и словосочетаний, а вовсе не их ласковые и облегченные заменители.

Отношение близких к диагнозу ребенка.

07.01.2024


НАДО быть готовым к тому, что результаты обследований и консультаций могут вас обескуражить. Ведь все мы в случае проблем склонны надеяться на лучшее, надеяться, что на консультации нас успокоят и скажут, что все в порядке. Если же случилось по-другому, и вы вернулись с диагнозом, может наступить реакция неприятия — вы не захотите с этим соглашаться. Если чувствуете недоверие к специалистам, советую в этом случае организовать еще одну консультацию в другом месте.

К сожалению, нельзя обойти такой сложный вопрос, как гипердиагностика, когда нарушение ребенка несколько преувеличивается. Советую не отчаиваться, а размышлять здраво: для консультанта из официального органа (например, ПМПК) гораздо опаснее пропустить нарушение развития, чем преувеличить его, и часто это становится причиной несколько усугубленных диагнозов.

Случается, и неправильная постановка диагноза… Прошу относиться к таким случаям с пониманием, ведь диагностика — сложнейшее и очень ответственное дело. Я присутствовала на ПМПК в Институте коррекционной педагогики много раз и заявляю это со всей ответственностью. Если интуитивно чувствуете, что с диагнозом что-то не так, постарайтесь найти специалистов, которым доверяете. Если же и другие специалисты подтверждают поставленный ранее диагноз, советую перестраиваться как можно быстрее и не искать виноватых, не отрицать очевидное, а немедленно организовывать помощь ребенку.

Итак, близкие ребенка могут принимать или не принимать диагноз. Но главное в этой ситуации все-таки не ваши чувства, поэтому надо не впадать в уныние, а браться за дело и начинать помогать ребенку.

Особенности работы по исправлению звукопроизношения у детей

09.01.2024

К наиболее часто искажаемым звукам у детей относятся свистящие (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц), шипящие (Ш, Ж, Щ), звук Ч, сонорные (Л, ЛЬ, Р, РЬ). В этом же порядке звуки ставятся и закрепляются в речи по мере их прочного включения в речь.

Сроки преодоления недостатков произношения зависят от ряда факторов:

1. Индивидуальных, возрастных и психологических особенностей ребенка. У детей нередко наблюдается скованность, стеснительность, замкнутость, а иногда и боязнь встреч с незнакомыми сверстниками и взрослыми, поэтому логопеду иногда требуется время, чтобы расположить ребенка к себе и адаптировать к занятиям. Также эффективность коррекционной работы зависит от уровня развития произвольного внимания, восприятия, памяти, мыслительных операций. В случаях аномалий органов, участвующих в артикуляции (язык, нёбо, зубы, челюсть), также требуется время для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков;

2. Регулярности посещения занятий ребенком. Логопед старается организовать занятия в форме игр, но они все равно несут обучающий характер, то есть на них ребенок получает определенные знания, умения и навыки, которые требуют закрепления и развития на последующих занятиях. Поэтому, если ребенок посещает занятия нерегулярно, зачастую данные знания и навыки теряются или не получают своего развития, и процесс логопедической работы замедляется;

3. Участия родителей в процессе коррекции. Если у вашего ребенка проблемы с произношением, и он посещает занятия с логопедом, все равно работа даже самого лучшего логопеда не даст хороших результатов, если вы дома не будете регулярно заниматься с ребенком, поскольку коррекция звукопроизношения – это выработка у ребёнка нового условного рефлекса (новой привычки говорить), которая должна подкрепляться положительным эмоциональным настроем, поддержкой ребенка родителями (похвалами, поощрениями) и контролем;

4. Степени сложности дефекта, то есть в зависимости от речевого диагноза:

 - Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Считается наиболее «легким» диагнозом, поддающимся исправлению в довольно короткие сроки при соблюдении условий, указанных в пунктах 2. и 3. Но и здесь существуют свои нюансы, поскольку дислалия может быть простой (нарушена одна группа звуков, например, шипящие) и сложной (нарушены несколько групп звуков, например, свистящие и шипящие). Для исправления сложной дислалии потребуется больше времени. Дислалия может также быть органической (механической), при которой наблюдаются отклонения в строении языка (укороченная подъязычная связка, слишком маленький или большой язык), нёба, челюстей, зубов. В некоторых случаях механических дислалий необходима консультация (а в ряде случаев и лечение) хирурга и ортодонта. Влияние логопеда в этих случаях также длительно, так как выполняются специальные подготовительные упражнения, которые требуют времени.

- Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение звукопроизношения вследствие дефектов восприятия речевых звуков (фонем). Проявляется в заменах звуков, смешениях их и пропусках. Коррекционная работа с детьми, имеющими данный диагноз, проводится по развитию фонематического восприятия и исправлению произношения и более длительна.

- Дизартрия – нарушения произношения, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата в результате поражения центральной и периферической нервной систем. Наблюдается у детей, перенесших асфиксию или родовую травму или имеющих в анамнезе влияние других неблагоприятных воздействий во время внутриутробного развития или в период родов. Дизартрия – одно из самых распространенных речевых нарушений в настоящее время. Часто выражается в межзубном произношении звуков, «хлюпающих» (боковых) звуках и нарушениях звуков раннего происхождения (М, П, Б, Т, Д, К, Г, Х и др.). Практика показывает, что работа с такими детьми занимает больше времени и требует больше усилий от логопеда и родителей. Речь ребенка должна подвергаться постоянному контролю.

Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно:

I. Подготовительный этап.

Задачами данного этапа являются:

Развитие умения узнавать и отличать нарушенный звук на слух; формирование артикуляторной базы (достаточной подвижности языка, губ), необходимой для правильного произношения того или иного звука или группы звуков. На данном этапе выполняется артикуляционная гимнастика. Логопед покажет упражнения, которые нужны именно Вашему ребенку. Гимнастику необходимо выполнять каждый день перед зеркалом

II. Этап постановки звука.

Поставить правильный изолированный звук должен логопед с помощью подражания и механического воздействия. Например, зачастую вызвать правильный звук Р достаточно трудно. Практика показывает, что вызвать этот звук при помощи подражания удается редко. Обычно постановке звука Р предшествует долгая работа по подготовке артикуляционного аппарата, выработке нужных движений языка. Поэтому маме и ребенку надо запастись терпением.

III. Этап автоматизации (закрепления) звука.

Исправлением отдельно взятого звука логопедическая работа не может ограничиться. Необходим продолжительный этап включения вызванного звука в самостоятельную речь ребенка, причем в строго определенной последовательности: сначала в слогах, затем в словах, предложениях и в связных высказываниях. На этапе автоматизации (включения в речь) звука занятия родителей с детьми по заданию логопеда необходимы. Их следует проводить ежедневно или через день около 15 мин.

IY. Этап дифференциации

Иногда оказывается, что в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. И если он не смешивает его с другим звуком (зачастую с тем, на который заменял его до начала коррекционной работы), то нет необходимости в последующей работе над ним. В логопедической практике часто встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком по его разграничению с другими звуками, то есть дифференциации.

Рекомендации родителям  к проведению домашних занятий с детьми по коррекции звуков.

1. Подготовьте ребенка психологически к будущей деятельности. Он должен понять, что говорить нужно правильно и этому надо учиться. Взрослому также следует запастись терпением, настроиться на кропотливую работу. Будьте заинтересованы, внимательны, настойчивы.

 2. Приготовьте место для занятий: небольшой стол и два стула одинаковой высоты. Помните, что способность детей дошкольного возраста к концентрации внимания очень невелика, поэтому проследите, чтобы рядом не было предметов, отвлекающих ребёнка от работы.

3. Не приступайте к занятию в дурном настроении: нельзя показывать ребёнку своё нежелание заниматься.

4.Старайтесь не заниматься с ребёнком, если он утомлён или перевозбуждён, скорее всего, такие занятия не дадут результата.

5. Не торопите ребёнка во время выполнения задания.

6. Добивайтесь того, чтобы ребёнок чётко и внятно произносил нужный звук ("нажимал" на этот звук) в предложенных словах, самостоятельно называя картинки или повторяя слова за Вами.

7. Если у ребёнка что-то не получается, не кричите на него, не настаивайте на выполнении, а договоритесь о том, когда он попытается выполнить задание ещё раз.

8. Каждому ребёнку необходимо разное время для овладения правильным произношением. Не сравнивайте успехи Вашего ребёнка с результатами других детей. Здесь необходим индивидуальный подход.

9. Не забывайте улыбаться и хвалить малыша за любое, даже самое маленькое достижение.

01.01.2017

1367474795_kak-vylechit-zaikanie1.jpg

Первостепенной задачей родителей, при наличии подобных признаков у детей, является постоянная работа с ребенком, направленная на обогащение его активного словаря, обучение грамматическому строю и правилам построения связной и понятной речи. Родителям, проводящим обучающие и развивающие занятия со своими детьми, следует запастись терпением: на каждый из этапов таких занятий может уйти много времени и сил, но их результаты смогут порадовать не только вас, но и вашего ребенка, который обязательно почувствует их на себе — обретя новые возможности голосового общения с окружающим его миром.

Просмотров всего: , сегодня:

01.01.2017

25_2_motor_skills-3.jpg


Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. 
Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься дома. 

Просмотров всего: , сегодня:

01.01.2017

5a3247c1527a6ce1722dc0df7fad17a4.jpg


Речь — одна из линий развития ребенка
. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.
Речь, чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые, и в первую очередь родители, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Просмотров всего: , сегодня:

01.01.2017

Слово является важнейшей единицей языка, которая служит для наименования предметов, процессов, свойств.

Работа над словом является одной из важнейших в общей системе работы по развитию речи.

Овладение словарным составом родного языка - необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, формирования звуковой стороны речи.

Просмотров всего: , сегодня:

01.01.2017

600x400_0xd42ee42d_5835065241435877123.jpeg


Есть дети, которые с первых месяцев жизни умеют себя занять. Но большинству родителей рассказы о таких малышах кажутся фантастикой, а реальность – это маленькие “хвостики”, следующие по пятам за мамой и папой и не признающие одиночества. В каком же возрасте ребенок учится играть без взрослых и как ускорить появление самостоятельных игр?

Просмотров всего: , сегодня:

01.01.2017

Прежде всего, с ребенком нужно как можно больше разговаривать. Причем выговаривать слова четко и правильно, не сюсюкая. Когда малыш произносит слова, следить, чтобы он не путал порядок слогов в слове, произносил правильные слова, а не их измененные варианты. Иначе малыш может надолго затормозить в развитии речи. Каждое неправильно произнесенное слово нужно исправить: произнесите его правильно и попросите повторить.

Просмотров всего: , сегодня:

01.01.2017

nuzhna-li-rebenku-pustyshka--2.jpg


Продолжительное (около года) использование соски тормозит психическое развитие ребёнка, мешает его полноценному дыханию и, что очень важно, общению с родителями. 

Просмотров всего: , сегодня:

01.01.2017

vozrastnye-normy-poyavleniya-strahov1.jpg


Все маленькие дети чего-нибудь да боятся. Но очень многие родители даже не знают о страхах своего ребенка. Такая ситуация не только парадоксальна, но и опасна, потому что именно страх сплошь и рядом закладывается многими родителями в основу выработки послушания. Зачастую, совершенно не задумываясь о последствиях, мы вызываем страх, чтобы заставать ребенка сделать то, что считаем необходимым. 


Просмотров всего: , сегодня:

01.01.2017

mama-s-rebenkom-1-1.jpg


Игра
 — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх

Консультации для родителей в летний период

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».