Рабочая программа музыкального руководителя

 

Целевой раздел

Рабочая программа музыкального руководителя разработана  на основе основной образовательной программы МБДОУ - детский сад  № 398 .

Цель программы: развитие музыкальных и творческих способностей детей, позволяющих органично включиться в различные виды продуктивной деятельности.

Задачи:

Обязательная часть

1. Создать условия для развития музыкальных и творческих способностей детей, восприятия музыкальных образов и представлений развития выразительных движений.

2.  Заложить основы гармоничного музыкального развития (развитие слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии)

3. Создать условия для развития индивидуальных музыкальных способностей, потенциально одаренных детей.

4.  Приобщать детей к русской народно-традиционной, мировой музыкальной культуре и художественной культуре.

5. Способствовать освоению разнообразных приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.

6.  Развивать коммуникативные способности, возможности творческого использования музыкальных впечатлений в повседневной жизни.

7.  Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.

8.  Развивать творческие способности детей и навыки владения «мышлением тела» (моторной памяти).

Принципы музыкального воспитания

1. Непринужденность обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощенно.

2. Целостность в решении педагогических задач:

а) обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование;

б) претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;

в) приобщение к народной культуре (слушание и пение русских народных песен и попевок, разучивание народных игр и хороводов).

3. Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания.

4. Принцип соотношения музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарем.

5. Принцип партнерства и сотрудничества.

Возрастные особенности детей первой младшей группы (от 2 до 3 лет)

Маленькие дети воспринимают музыку в целом как сложный акустический стимул, еще не выделяя отдельные средства музыкальной выразительности. Они реагируют в основном на ее характер. Но отношение к музыке в будущем, эмоции, связанные с ней, во многом зависят от опыта музыкальных впечатлений, полученных ребенком на самых ранних этапах его жизни. Слушание в раннем возрасте играет важную роль как средство музыкального развития ребенка:- развивается музыкальный слух:  детей приучают сосредотачивать внимание на источнике звука, искать и находить его глазами, слушать игру на разных детский музыкальных инструментах; - развивается интерес к музыке: слушают небольшие музыкальные произведения, выражают эмоциональное состояние; - развиваются музыкально-сенсорные способности: звук (высота, тембр, динамика – тихо и громко); регистры (средний и высокий, средний и низкий, низкий и высокий); темпы:  быстрый и умеренный). Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому, ребенок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песни. Он овладевает простейшими движениями: хлопает. Притопывает, кружиться под звуки музыки.

Возрастные особенности детей второй младшей группы (от 3 до 4 лет)

  Содержанием музыкального воспитания детей данного возраста является приобщение их к разным видам музыкальной деятельности, формирование интереса к музыке, элементарных  музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительских навыков. В этот период, прежде всего, формируется восприятие музыки, характеризующееся эмоциональной отзывчивостью на произведения. Маленький ребёнок воспринимает музыкальное произведение в целом. Постепенно он начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты, затем дифференцирует части произведения. Исполнительская деятельность у детей данного возраста лишь начинает своё становление. Голосовой аппарат ещё не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Голос ребёнка не сильный, дыхание слабое, поверхностное. Поэтому репертуар должен отличаться доступностью текста и мелодии. Поскольку малыши обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения надо организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Дети проявляют  эмоциональную отзывчивость на использование игровых приёмов и доступного материала. Приобщение детей к музыке происходит и в сфере музыкальной ритмической деятельности,  посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребёнку лучше почувствовать и полюбить музыку. Особое внимание на  музыкальных занятиях уделяется игре на детских музыкальных инструментах, где дети  открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, различают красоту звучания  различных инструментов. Особенностью рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников является взаимосвязь различных видов художественной деятельности: речевой, музыкальной, песенной, танцевальной, творческо-игровой. Реализация рабочей   программы осуществляется через регламентированную и нерегламентированную формы обучения: - непосредственно образовательная деятельность (комплексные, доминантные,  тематические, авторские); - самостоятельная досуговая деятельность.

Специально подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить рациональное сочетание и смену видов музыкальной деятельности, предупредить утомляемость и сохранить активность ребенка на музыкальном занятии. Все занятия строятся в форме сотрудничества, дети становятся активными участниками музыкально-образовательного процесса. Учет качества     усвоения программного материала осуществляется внешним контролем со стороны  педагога-музыканта и нормативным способом.

У детей данного возраста повышается чувствительность, возможность более точного  различения свойств предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Отмечаются также  индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. У ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать. К 4 годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого спеть маленькую песенку. Они владеют многими движениями, которые позволяют в известной степени самостоятельно плясать и играть.

Правильно организовать и направить музыкальную деятельность с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных ступеней, - задача музыкального руководителя.

Возрастные особенности детей 4-5 лет

 Дети средней группы уже имеют достаточный музыкальный опыт, благодаря которому на­чинают активно включаться в разные виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музы­кально - ритмические движения, игру на музыкальных инструментах и творчество.

Занятия являются основной формой обучения. Задания, которые дают детям, более слож­ные. Они требуют сосредоточенности и осознанности действий, хотя до какой-то степени со­храняется игровой и развлекательный характер обучения. Их построение основывается на общих задачах музыкального воспитания, которые изложены в Программе. 

В этом возрасте у ребенка возникают первые эстетические чувства, которые проявляются при восприятии музыки, подпевании, участии в игре или пляске и выражаются в эмоциональ­ном  отношении ребенка к тому, что он делает. Поэтому приоритетными задачами являются раз­витие умения вслушиваться в музыку, запоминать и эмоционально реагировать на нее, связы­вать движения с музыкой в музыкально-ритмических движениях.

Музыкальное развитие детей осуществляется и на занятиях, и в повседневной жизни.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов.  Начинает   складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.  Начинает  развиваться образное мышление.  Дети оказываются способными  использовать простые схематизированные изображения  для решения несложных задач.  Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на  заданную тему.  Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается    доступной  сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при  выполнении каких-либо действий несложное условие,  В  среднем дошкольном   возрасте улучшается произношение  звуков  и  дикция.  Речь  становится предметом активности детей.  Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей.  Интерес  вызывают  ритмическая  структура речи, рифмы.  Развивается   грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством  на основе  грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит  ситуативный   характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

  Изменяется содержание общения ребенка и взрослого.  Оно выходит за пределы   конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. Двигательная сфера ребенка  характеризуется позитивными изменениями  мелкой  и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Этот возраст характеризуется активной любознательностью детей. Ребёнок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить: музыка веселая, радостная, спокойная;  звуки высокие, низкие, громкие, тихие; на каком инструменте исполняется мелодия (рояль, скрипка) и т.д.

 Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность. Певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют постоянной поддержки взрослого. Налаживается  вокально-слуховая координация.

 Освоение основных видов движения – ходьбы, бега, прыжков – дает возможность детям шире использовать их в играх и танцах. Они стремятся не подражать друг другу, четко   проявляются индивидуальные склонности и способности каждого. Хочу такой сайт

Правильно организовать и направить музыкальную деятельность с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных ступеней, - задача музыкального руководителя.

Возрастные особенности детей 5-6 лет

Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает  совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно   воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются  фонематический слух,  интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно ролевой игре и в      повседневной жизни.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом  сложных  форм  объектов;  развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные  представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений);  развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание,  речь, образ Я.

Работа с детьми этого возраста включает все 5 видов музыкальной деятельности. На основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети этого возраста могут не только ответить на  вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в   выразительных его средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные    музыкой.

Музыкальное движение можно считать ведущим видом музыкальной деятельности в  дошкольном детстве. В нем эффективно формируется вся система музыкальных способностей и, прежде всего, главный ее компонент – эмоциональная отзывчивость на музыку.

В работе с детьми этой возрастной категории сохранены все направления работы по   музыкальному движению, которые имели место в предыдущих возрастах.

У детей 6-го года жизни еще более укрепляется голосовой аппарат, расширяется и  выравнивается диапазон, появляется большая напевность, звонкость. Песни, пляски, игры  исполняются самостоятельно, выразительно и в какой-то мере творчески. Индивидуальные музыкальные интересы и способности проявляются ярче.

Возрастные особенности детей 6-7 лет

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности  детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно  становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного  сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей   отражаются как расширяющийся словарь, так и характер ощущений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.  В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением  форм  позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

 Работа с детьми этого возраста включает все 5 видов музыкальной деятельности. Дети  подготовительной к школе группы находятся на более высокой ступени интеллектуального,  эмоционального и музыкального развития. Они способны услышать процесс развития  музыкального образа, сравнить сочинения разных композиторов на одну и туже тему.

 Музыкальное движение можно считать ведущим видом музыкальной деятельности в  дошкольном детстве. В нем эффективно формируется вся система музыкальных способностей и, прежде всего, главный ее компонент – эмоциональная отзывчивость на музыку.

  В работе с детьми этой возрастной категории сохранены все направления работы по   музыкальному движению, которые имели место в предыдущих возрастах.

  Обучение танцам – приоритетное направление занятий по музыкальному движению в подготовительной к школе группе.

 

  Дети подготовительной группы могут более ярко проявлять себя и в импровизации на  детских музыкальных инструментах, более выраженной становится мотивация, потребность в музыкальном творчестве.

 Содержательный раздел

Ранний  возраст. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представленная пятью образовательными областями. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

Основные задачи музыкального воспитания детей 2-3 лет состоят в том, чтобы создать благоприятную, радостную атмосферу и побуждать детей к активности — уметь проявлять себя в подпевании, связывать с музыкой движения, игры и пляски, а также прививать интерес и лю­бовь к музыке, различать контрастные особенности ее звучания (громкое — тихое, высокие — низкие регистры), развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальную память, слух. Формирование активности в музыкальной деятельности — основная задача воспи­тания детей этого возраста.

Музыкальное воспитание детей 2-3 лет имеет свои особенности. В этом возрасте у детей проявляется большой интерес ко всему окружающему. Малыши наблюдают за взрослыми, за игрой других детей, за всем, что происходит вокруг них. Дети очень активны и подвижны, у них совершенствуются основные виды движения: ходьба, бег. Происходят большие изменения в развитии речи и в умственном развитии, увеличивается словарный запас. Речь становится не только средством общения со взрослыми, но и средством общения с другими детьми. На треть­ем году жизни совершенствуется восприятие, в результате развивается произвольное внимание. Поэтому в музыкальном воспитании детей необходимо учитывать эти особенности психическо­го и физического развития.

Программа музыкального воспитания детей 2-3 лет отличается своей специфичностью. Дети этого возраста не способны долго сосредоточиваться на каком-либо одном виде деятель­ности. Поэтому на занятиях необходимо своевременно обеспечивать смену различных видов музыкальной деятельности.

Содержание музыкального занятия должно быть разнообразным, интересным, доступ­ным для понимания, эмоционально ярко окрашенным. Когда ребенок испытывает радостные эмоции, у него возникает интерес к музыке, формируется музыкальная восприимчивость и раз­вивается музыкальная активность. Необходимо органично использовать на занятиях такие виды музыкальной деятельности, как слушание музыки, музыкально-ритмические движения, подпе- вание, игры и пляски, которые показал взрослый.

Малыши приходят в детское учреждение из семьи. Из привычных домашних условий они попадают в совершено другую среду, где их встречают незнакомые взрослые, где находят­ся еще и другие дети. Для них это стресс. Роль воспитателя здесь очень высока, в том числе и в музыкальном воспитании.

Музыкальная деятельность должна проходить не только на занятиях, но и в повседнев­ной жизни. Для этого необходима тесная работа музыкального руководителя и воспитателя. В определенные моменты воспитатель имеет возможность использовать музыкально­ритмический материал, который не требует инструментального сопровождения: ходьбу и под­прыгивание под счет, хлопки, игры с ладошками, пальчиковые игры, а также потешки, корот­кие стихи, песенки, связанные с определенными режимными моментами и ситуациями (умыва­ние, одевание, сборы на прогулку и т. д.).

Замечательно, когда воспитатель в группе с детьми поет песенки, танцует, играет. Он может с успехом организовывать с детьми музыкальные минутки, используя интересные аран­жировки материала, которые прилагаются в качестве методического обеспечения (компакт- диски) к музыкальным занятиям.

Роль музыкального руководителя в этом возрасте очень важна. Он грамотно организует музыкальную деятельность детей, развивая и формируя их интерес к музыке, обогащает эмо­циональную сферу разнообразными переживаниями, связанными с музыкой, способствует эсте­тическому воспитанию.

В этот возрастной период детей приучают слушать, запоминать и узнавать короткие ме­лодии, сопровождать их согласованными с музыкой ритмичными движениями, изменять дви­жения с изменением характера мелодии, эмоционально откликаться на музыку. Дети, слушая пение взрослого, начинают подпевать отдельные слоги и слова, запоминая несложные песенки.

Они способны различать контрастные особенности звучания музыки (громкое — тихое, высо­кое — низкое, быстрое — медленное). Вырабатывается навык ритмичной ходьбы и умение дви­гаться группой в одном направлении под марш, ходить и бегать по одному и парами, взявшись за руки в играх и плясках. Развивается умение сопровождать танцевальную музыку различными движениями: хлопать в ладоши, топать ножками, делать полуприседания («пружинку»), выпол­нять движения с флажками, с платочками. Подпевая песенки, дети учатся имитировать движе­ния животных («птички летают», «зайчики прыгают», «мишки ходят вперевалочку и топают»).

В репертуар занятий и развлечений включаются музыкально-дидактические игры, спо­собствующие различению звуков по высоте, продолжительности звучания, громкости и тембру, узнаванию звучания инструментов (барабан, бубен, погремушка, колокольчик и др.).

Воспитатель на занятии сам должен быть очень активным, эмоциональным, уметь во время игры взять на себя ведущую роль. Очень важно, чтобы музыкальный руководитель и воспитатель на музыкальных занятиях были партнерами детям. Совместная деятельность взрослого и малыша способствует формированию положительных эмоциональных отношений.

В музыкальной работе с детьми 2-3 лет заметны различия в умениях. Это связано, преж­де всего, с особенностями нервно-психического развития детей, а также с тем, что малыши не­регулярно посещают дошкольное учреждение в связи с адаптацией и заболеваемостью, что ес­тественно в этом возрасте. Поэтому нельзя предъявлять одинаковые требования к музыкально­му развитию детей этой возрастной группы. Самым главным показателем правильно организо­ванной музыкальной деятельности является ярко выраженный интерес у детей к музыке: вни­мание во время слушания, эмоциональное участие в подпевании и движениях под музыку, т. е. проявление эмоциональной и музыкальной активности.

Праздники также имеют место в жизни малышей. К праздникам в этом возрасте нужно подходить методически грамотно и исходить, прежде всего, от их педагогической целесообраз­ности. В этом возрасте дети еще не в состоянии понять сам факт праздника, ощутить празднич­ную атмосферу. Для них это просто веселая игра, в которой ведущую роль выполняет воспита­тель или какой-то персонаж, понятный для восприятия детей.

Дети во время организации игровых ситуаций много двигаются, выполняют определен­ные действия с атрибутами, взаимодействуют с персонажами, получают массу положительных эмоций. Не должно быть переизбытка материала, чтобы малыши эмоционально не устали. Важно учитывать психологические и физические возможности детей.

 Присутствие на праздниках родителей в этом возрасте недопустимо. Для ребенка боль­шое количество незнакомых людей рядом всегда стресс. Замечено, что после таких мероприя­тий дети заболевают. Педагоги в первую очередь должны думать только о психологически комфортном состоянии детей.

Организационный раздел

Содержит описание  материально – технического обеспечения, особенностей организации предметно развивающей среды, расписание НОД по музыкальному воспитанию 

Рабочая программа МУЗ РУК 2018.pdf Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575840 Директор/Заведующий Павлова Ольга Владимировна Дата подписания документа 03.05.2021 22:06:33 (скачать) (посмотреть)
Наверх

Консультации для родителей в летний период

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».